15.10.14
Линкор "Новороссийск": на румбе в вечность
Взгляд в историю
Николай Титоренко,
в прошлом офицер минной службы
В ночь с 28 на 29 октября 1955 года прямо в центре Севастопольской, наиболее защищенной бухты Черного моря, взорвался флагман советского Черноморского флота линейный корабль «Новороссийск». Бывший итальянский линкор "Джулио Чезаре" был навязан Советскому Союзу коллегами по антигитлеровской коалиции, по результату раздела итальянского флота в качестве репарационного трофея. Худой, как решето. Старый рыдван, по оценке профессионалов. Принятый в состав ВМС СССР по личному решению вождя всех времен, обожавшего дредноуты. В итальянском обществе акция была воспринята болезненно. Как оскорбление флага и имени античного политика на борту корабля.
Считается, тайну своей тризны он унес на морское дно. Вместе с 609 корабелами, бездарно загубленными в доказательство, что сам случай с линкором был обреченно безнадежным.
Линкор "Новороссийск
По состоянию на сегодня, после стольких лет умолчания на государственном уровне самого факта, остается на осмысление ряд постулатных положений: - товарищи ученые убедили общественность, что под линкором не взрывалась старая немецкая донная мина, затаившаяся на дне Севастопольской бухты с военного лихолетья; - сам взрыв был двойным непонятно почему, от него остались на дне пара воронок с примятым сверху грунтом, причем госкомиссия приняла в толк только одну под минный вариант трагедии, а вторую как-то и не заметила; - характер повреждений корпуса поверженного корабля по рисунку разительно свидетельствует о взрыве под его чревом диверсионного фугаса, но кому повесить на ворот акт терроризма, госкомиссия опять таки деликатно постеснялась.
Размышления над столь скупой фактурой сложились в морских кругах в три варианта ее расшифровки, основанных на эмпирике. Без подтверждения источниками.
Версия N1: линкор погублен ветеранами 10-й флотилии МАС (малых автономных средств) итальянского подводного спецназа "Гамма". Она имеет ряд подтверждений советскими гражданами. Во время пребывания их за границей. В неофициальной обстановке. От лиц, представившихся якобы участниками акции.
Версия N2: в гибели линкора косвенно просматривается след британской службы "Интеллинджес Сервис", отомстившей Советам за оставление Англии в дураках по итогам Второй мировой войны. Они ввязались в драку из-за Польши. Куда Сталин в итоге отрядил возглавить правительство Болеслава Берута сотоварищи из своих единомышленников. В пику Черчиллю.
Версия N3: линкор подорван советским подводным спецназом по поручению Никиты Хрущева, чтобы устранить адмирала Н.Г. Кузнецова от руководства ВМФ СССР. И мешавшего ему "царствовать".
Все три версии, кроме официальной, изложенной в акте правительственной комиссии, повторяюсь, равнозначные. Третья в стране была воспринята в штыки. Как полностью явно абсурдная.
Что же имеем в заделе и сухом остатке реального от той драматической ситуации вокруг сложившего свои мачты на дне Севастопольской бухты корабля?
Да, на его корпусе в результате взрыва оставлены очень скупые вещественные свидетельства, однозначно трактуемые как объективные:
- сам взрыв в подбрюшье линкора был очень мощным, двойным;
- с правого борта снизу, под кораблем сработал кумулятивный заряд, пронзивший его корпус насквозь от днища до палубы, словно шампуром;
- по левому борту, с толчком по корпусу, прошел объемный удар, смявший обшивку и перебивший киль, разительно напоминающий детонацию донной мины, дождавшейся своего часа на срабатывание под 20-метровой подушкой придонного ила.
Других данных нет. Шарада на размышление не для слабонервных бередит умы офицерам минной службы уже в третьем поколении.
Первое вымерло как мамонты. В завет оставило строгий наказ: шараду расколоть! Как представитель второго, еще живущего поколения, входивший, согласно аттестационной записи в личном деле, в первую дюжину офицеров минной службы государства, подтверждаю: мы тоже далеко не продвинулись в поиске ответа на злобу дня. Сошлись артельно, что объемный удар, слева и снизу по корпусу, был спровоцирован первичным фугасом, вызвавшим детонацию затаившейся на дне немецкой мины.
Других аргументов в поиске подступов с вычислением авторов преступления ушедшего века, прямо сказать, не ожидалось. Но и спустить проблему на тормозах, не имеющей срока давности, мы не имеем права.
Память есть категория исповедальная, не поддающаяся ни циркулярам, ни времени. Она бередит как хроническое заболевание всех тех, кто к ней причастен. Я в этой теме тоже давний хроник. С курсантских лет в училище подплава бодал ежегодно, как и многие, глухую стену, пока не осенился крамольной мыслью обревизовать всю накопленную базу данных. У минеров есть термин: поправка на дурака. Может же так быть, что ее просмотрели в имеемой фактуре даже и профессиональнейшие из профессионалов!? На поиск поправки в рутинной работе ушли годы. С перелопачиванием до скукоты нудных известностей.
И что вы думаете? Истина все-таки высветится в любом случае.
На очередном витке, казалось, бесплодных исканий. В судьбе линкора проглянул, наконец, вычисленный методом математического ожидания, фактор внешнего вмешательства!? Это был прорыв, но как на такую точку зрения суждения среагирует кто-нибудь из сильных мира сего? И я решил обзавестись авторитетным мнением со стороны.
Больше чем кто другой в теме адмирал И.В. Касатонов. Бывший черноморский комфлот. И первый заместитель Главнокомандующего ВМФ России. Ему и карта Севастопольской бухты в руки. Понимая важность момента, рискнул ему позвонить.
- Слушаю внеочередную вводную от морского автора, – откликнулся на представление адмирал. - Версия подрыва линкора на немецкой мине в силе, так как акт терроризма, говоря современным языком, остается на слуху неподтвержденным.
- Специалисты минную версию предметно оспорили, - деликатно напомнил я. - Повод для полемики будируют иностранные источники.
- Вот именно! Без прямого доказательства авторства взрыва, как и наезда на мину, вся эта "народная дипломатия" не более чем пустой звук, - жестко парировал мой маститый собеседник. - У вас, если звоните, какие-то аргументы есть?
- По-иному я бы не осмелился, - подтвердил я. - Докладываю: линкор погублен в дату своего рождения по юлианскому календарю. Видимо, из почтения к имени античного политика на его борту.
Далее пошла пауза. Видимо, на осмысление заявки.
- С вами общаться не скучно, - усмехнулся в голос адмирал, привычный и не к таким вводным. - Сбросьте по электронной почте мне вашу версию на прочтение.
В мае 2013 года вышла в свет моя повесть "Последний парад линейного корабля "Новороссийск". Путевку ей в жизнь своим предисловием дал адмирал И.В. Касатонов. Поблагодарил за труд. Назвал его существенным вкладом в расследование национальной морской катастрофы на водах. В телефонном разговоре многозначительно спрогнозировал:
- Подождем теперь, на ком шапка вспыхнет!
Вместо вспыхнувшей шапки в эфире прозвучало атомным взрывом на полубаке линкора "Новороссийск" сногсшибательное признание в августе 2013 года от ветерана из когорты соратников князя Боргезе итальянским СМИ, представившегося открытым текстом:
- Да, я Уго Д’Эспозито, заявляю, это мои коллеги взорвали линкор "Джулио Чезаре", дабы не плавал под советским флагом!
Любопытная деталь. Сколько было сломано многими авторами перьев в подтверждение итальянского следа в подрыве линкора из уст прямых якобы участников драмы, но прозвучавших на встречах в неофициальной обстановке. Такие сигналы имели место в Алжире мичману Селиверстову. В Париже - нашему атташе. В Штатах, от участника застолья, - бывшему соотечественнику, загорающему на Брайтоне Бич. И все - как об стену горохом. Но вот откровение Уго Д’Эспозито своим добрым итальянским СМИ воспринято и там и у нас вроде всерьез. И, очевидно, надолго.
Как я узнал из Интернета, наши журналисты уже успели порыться в итальянских архивах и обнаружили такой факт: линкор подорван не просто ветеранами из группы головорезов князя Боргезе, а из подлежавшего после войны расформированию неразоруженного отряда "Гамма".
Может быть, просто сохранившегося в составе флота под иным названием? Если это так, тогда мы имеем законное право вести себя не как аборигены из страны невыученных уроков. А смело предъявить счет Италии за погибших в бою. Если не от имени государства, то от пострадавших семей. Обязательно!
Я этой темой, повторяюсь, занимаюсь давно. И в канун уже 59-й годовщины со дня гибели линкора намерен озвучить еще одно свое показание. Если надо под присягой. Во всяком случае, у меня есть письменное свидетельство ветерана ВМФ СССР капитан-лейтенанта Ивана Федоровича Яковенко, свидетеля гибели линкора, с сообщением о персональном участии в том террористическом акте самого князя Юнио Валерио Боргезе.
Презентация моей книги "Последний парад линейного корабля "Новороссийск" состоялась в середине октября 2013 года в Воронеже. В музее-диораме. Имела российский резонанс. О чем есть отзвук в Интернете. После прочтения статьи в "Коммуне", посвященной событию из отечественной истории, пришел уже представленный Иван Федорович. У него, офицера минной службы флота, корабела со стажем боевого траления, подтвержденного копиями справок из личного дела, свой взгляд на предмет нашего исследования, который предстоит тоже озвучить.
Он представился как положено, по форме: 44 - Старпом БТЩ "Иван Маслов", старший лейтенант Яковенко. В июне 1955 года наш корабль встал на ремонт в Килен - бухту. Мне по служебным обстоятельствам пришлось наблюдать в бинокль с Госпитальной набережной уже перевернувшийся линкор утром 29 октября 1955 года. Прочел аашу книгу. Вас интересует причастность князя Боргезе к гибели корабля?
- Я весь во внимании, Иван Федорович. Присаживайтесь, - пригласил гостя.
- Без предисловий. Мы говорим на одном языке. Служебные вехи помним. В "хрущевскую оттепель" был уволен в запас, на пенсию. Без куска хлеба. Доучился до инженера. И как специалист с опытом в 1968 году был направлен на выполнение задания по сдаче партии тяжелых механических прессов в Италию. Из Воронежа. Бизнесмен оттуда Альбино Ферранти заказал таковых нашему заводу под 800 комплектов. Получил поле деятельности с размахом на перспективу. На досуге у пожилых итальянцев интересовался личностью князя Боргезе. Вышел на одного коллегу по работе, согласившегося не просто сообщить, что знает о нем, а и свести с нужными людьми. Пригласил меня на выходной день в сельскую местность под Миланом к своим родителям. С обещанием пригласить на встречу туда же из Милана знакомую родителей. В 50-е годы она служила экономкой у князя Боргезе. Та согласилась.
Рандеву состоялось. За ужином гостья вспомнила:
- У хозяина был заведен строгий порядок. Обычно в 22 часа ему подавался чай с лимоном и медом. Но в тот день, в конце октября 1955 года, повел себя он странно. Сижу внизу, жду. Дело к полуночи. Слышу, ходит по кабинету. Собираюсь уйти на отдых в свою комнату. Прошел еще час после полуночи. А он все ходит. Только в конце второго часа ночи прозвучал долгожданный звонок. Вошла в кабинет. Князь с улыбкой попросил:
- Чайку, пожалуйста!
Внесла подготовленный поднос с положенной атрибутикой. Все вроде как обычно. Но затем последовал второй звонок. Вошла забрать поднос с посудой. И увидела вдруг на стене кабинета примелькавшуюся картину с портретом большого корабля, почему-то обернутую лицом к стене. Бросилась ее поправить и повернуть лицом в кабинет. Но князь не дал, сказал:
- Нет, пусть так повисит…
Извинилась. Вышла с подносом. И ушла к себе спать.
Обычная бытовая картинка, сюжет которой довольно незамысловат. Но профессионалам о многом говорящий. Прежде всего, это сообщение подтверждает, что князь дирижировал событиями и именно он готовил террористический акт, о чем я тоже высказывался в своей книге.
Линкор "Новороссийск" погиб в бою. Личный состав легендарного экипажа удостоен почти поголовно по Указу Президента орденов Мужества. Значит, ему быть в скрижалях истории Отечества вечно.
А тайны гибели линкора больше нет.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 42 (2183), 15.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014