 |
03.09.14
Имя в литературе. И назвал Русь матерью
21 сентября исполняется 190 лет со дня рождения И.С.Никитина
Александр Высотин г.Воронеж
В самом начале своего поэтического пути Иван Саввич Никитин поступил так, как поступают истинные сыновья по отношению к матери: воздал ей должное за все. В стихотворении «Русь» он громогласно обозначил на всю Вселенную: Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью, Стать за честь твою Против недруга, За тебя в нужде Сложить голову! Так заканчивалось опубликованное 21 ноября 1853 года в 47-м номере "Воронежских губернских ведомостей" стихотворение "Русь" мало кому известного тогда автора – Ивана Никитина. Сравнивая "Русь" с песней, читатели отнеслись к стихотворению с деятельным восторгом. "Русь" заучивали наизусть, переписав, посылали родственникам, друзьям, знакомым. Иван Саввич Никитин
Своим поэтическим даром Никитин сумел и талантливо показать, и убедительно доказать, что, действительно, "Уж и есть за что, // Русь могучая, // Полюбить тебя, // Назвать матерью". Поэт пригласил вместе с ним мысленно посмотреть на юг и на север, где Русь в "красе царственной развернулася!" Потом - вспомнить о богатырских силах, которые проявились как продолжение "Старины святой, / Громких подвигов" и помогли Руси положить татар полчища, дать урок ляху гордому, справиться с "тучей темною", с наполеоновским нашествием, когда поднялся "народ на брань - вдруг со всех концов". Строки "Руси" проникновенно произносились при всей ее внешней стилизации и простодушной риторике: "Мурава лугов // Ковром стелется, // Виноград в садах // Наливается". Подобная судьба разве что у стихотворения "Бородино". Но у стихотворения "Русь" судьба куда, если пользоваться сегодняшним сленгом, круче. Ведь даже в строгие советские времена по отношению к прошлому дореволюционной православной России стихотворение "Русь" все-таки оказалось в школьных учебниках. Пусть и с исключениями четверостиший о Руси державной, о православном ее люде, о красе царственной и ее богатствах, но - в "Родной речи"! При всем том неблагосклонном отношении к творчеству Никитина со стороны и немалой части советских литературоведов. Один из них даже назвал "монархическим" стихотворение "Русь" - тем самым оно могло быть отправлено в небытие… В годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, когда в идеологии произошли вынужденные уступки, когда советское - "обрусевало", а русское - "осовечивалось", стихотворение "Русь" стали называть "патриотическим. Отсюда все закономерно стало распространяться на все творчество Никитина. "Когда красноармеец идет в бой за Воронеж, - писала в 1942 году газета "Литература и искусство", - он знает - это бой не только за военный плацдарм. Это бой за исконно русскую землю, за нашу славу, за немеркнущие сокровища нашей культуры, за Кольцова и Никитина". А советская детвора Никитинскую "Русь" тем временем еще усерднее читала, изучала, учила наизусть, если вдуматься, наравне! - со стихотворением-песней "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". И от себя: из всех стихотворений, которые задавали учить наизусть, самым легко запоминаемым оказалась "Русь". Наверное, не я один, а многие мои ровесники могут и сейчас без запинки произнести тот школьный текст. Недавно вот увидел стихотворение "Русь" в полном виде в альтернативном учебнике "Литературное чтение" для 3-го класса и так-то порадовался - словно вернулся в детство. А теперь о значительно большем, чем чистые детские воспоминания... Если судить по читательскому ажиотажу 1853 года, то помимо возбуждающей поэтической особенности стихотворения "Русь", было присутственно в читателях и большое чувство патриотизма. И потому остается лишь взять в помощь словесный оборот того времени: "лампада разгорелась ярко, потому что в ней было полно елея". Елей, естественно, был, только вот на каком уровне? Ведь к этому времени в российском общественном сознании все более становятся "предметом отрицания: религия, родина, семья". Ругать не только власть, но и Россию - "это была устойчивая негативная тенденция". А тут сразу! - по виденью воронежского мещанина Ивана Никитина "Уж и есть за что, // Русь могучая, // Полюбить тебя, // назвать матерью!" Дворник на собственном постоялом дворе Никитиных. И вокруг жизнь - не легче. Он скажет об этом в других стихотворениях. Но прежде: "Уж и есть за что, Русь могучая!" Когда привычно читаем, произносим, цитируем эти строки, то обычно соотносим их к поэтическому дару Никитина, что, естественно, правомерно, и - почти никогда не рассматриваем стихотворение "Русь" как нравственный и гражданский поступок Ивана Никитина. Много уединенно читающий провинциал Иван Никитин не мог не знать, что в российском общественном мнении все более становится "предметом отрицания: религия, родина, семья". Представим себя на его месте, когда "ругать не только власть, но и Россию была устойчивая негативная тенденция". Не таково ли большинство из нас нынешних?! Известная российская актриса Лариса Малеванная, год назад в интервью "Литературной газете", рассказывая о трех поставленных ею спектаклей, в том числе и "Чудики" по рассказам Василия Шукшина, походя, а как больно, и не оспоришь, прошлась по нашему общественному сознанию, этой неотделимой надстройки общественного бытия: "Я не думаю, что Шукшин ломал голову, пытаясь сформулировать национальную идею. Он просто любил простых людей, сердцем болел за них. В наше время ведь очень модно быть антипатриотом. Ругать правительство и начальство - это уж само собой, как водится. Но ведь и матушку-Россию мы поносим от души, что не мать она нам, а мачеха, что пьющая она и гулящая, и такая, и сякая. А когда почитаешь Шукшина - стыдно становится..." Ссылаясь на собственное восприятие гражданской лирики, рискну как читатель обобщить общелитературное: поэзия, если она близка по сущности к стихотворению "Русь", помогает народу любовь к родине понять более чувственно, а от обретенных чувств поступать более действенно. Ведь у сыновней и дочерней любви самой природой извечно заложен обратный ток любви. Неписаный, но нравственно законодательный закон этот состоит в том, чтобы, когда матери, которая отдала всю себя детям, становится нелегко, выросшие сыновья и дочери помогали ей. Так и с матерью-Родиной... В пятой библейской заповеди о грехе лжи среди множества вопросов задается и такой, от которого остается лишь поежиться: "Не имеете ли равнодушия к своему Отечеству и не изменяете ли ему в чем ради своей корысти?" Вопрос - всем и каждому. Прежде всего, к поэтам, с пониманием той специфики, что несет в себе их гражданская лирика. Итак, вопрос: нет ли корысти у современных поэтов, чтобы прослыть знаковым певцом о бедах родной страны? И в продолжение вопроса: почему на читателей, не потерявших привычки читать гражданскую лирику, обрушивается так много плача и стона? Тут плач и стон с экранов всех телеканалов, а тут еще плач и стон от поэзии, на которую, как на последнюю инстанцию, жива еще надежда. Попробуй "полюби, назови матерью", читая: "И человек сказал: "Я - русский", // и Бог заплакал вместе с ним", когда: "Рвут на части, // Терзают, // Насилуют - // Стоном стонут // Родные края", Родина: "Она, как мать на панихиде, // Кричит душою за детей". Зачем же умножающиеся ряды (как их кто-то проницательно назвал "патриотическими" похоронщиками сегодняшней России) новых плакальщиков, в том числе и в Воронеже, где написана "Русь"?! Иван Саввич Никитин - дворник на собственном постоялом дворе Никитиных. И вокруг жизнь - не легче. Он сказал об этом в других стихотворениях. Но прежде: "Уж и есть за что, Русь могучая!" И тем самым сразу оказался на большой поэтической высоте. "Полюбить тебя, назвать матерью" встало рядом с тем, что в "Слове о полку Игореве" - "О, Русская земля, ты уже за холмами", что в оде Михаила Ломоносова "Может собственных Платонов и Ньютонов Российская земля рождать", что в стихотворении Василия Тредиаковского: "Россия Мати! Свет мой безмерный!" А теперь на фоне стихотворения "Русь" о воздействии поэзии, именуемой гражданской лирикой, а в обиходе стихами о любви к Родине, без коих, как предупредил еще зачинатель русского стихосложения Василий Тредиаковский, "любити России не быти". Тайна сия велика есть, почему ты, замотанный суетой дня, вдруг почувствовал что-то внезапно светлое и небесное, когда, взглянув на вечернее небо, произнес вслух или вспомнил про себя строки Татьяны Кузовлевой: Воздух в губы вольется дрожа. Где-то вспыхнет звезда одиноко. Я скажу: - Ах, как небо высоко... - Это Родина! - Дрогнет душа. Или, глядя под ноги, напомнишь благодаря стихотворным строчкам великой Анны Ахматовой об иной, духовной, связи с землей, помимо физической сцепки подошв обуви с ее поверхностью: Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно - своею. Оговорюсь, что дальше стихи навскидку, а не по балльной "пятерочности"... Где по присутствию слов: "Родина, Русь, Россия", где по незримым, но чувствительным приметам. Строки белгородца Ивана Михалева, сельского пастуха, принятого в члены Союза писателей СССР - Мама, мама, любимая мамынька, Ненаглядная Родина-Русь, Я сегодня, неловкий и маленький, На родные колени прошусь - как-то разом способны приблизить что-то сыновнее к образу, что там лукавить, все-таки абстрактному, образу родины как матери. А от таких строк (попробуйте несколько раз повторить вслух или про себя) Родину-мать можно плотью осязать... Рамонский поэт Виктор Самойлов своими строками оберег в свое время меня от стыдливости за навернувшиеся слезы на малой моей родине, где тоже: Все и счастливо, и высоко, И так ранимо и родимо, Что и платок в кармане скомканный Нести к глазам необходимо. Или после признания в "Литературной газете" писателя- фронтовика Юрия Грибова, командира пулеметной роты: "...это была страшная война, забывать о которой нельзя. Представляете, наш пулемет "максим" давал в среднем 260 выстрелов в минуту, а немецкие - 800! Ими можно было траву косить. Вот и воюй с этими немцами..." - как-то разом осознать, что конечное лежит за всем этим, помогли строки стихотворения "День Победы" Владимира Кочеткова - Воевали хорошо ли, плохо ли - Пусть потомки спорят горячо. Но какую силищу разгрохали, Развернувшись в левое плечо... Но когда немалый путь итожится, Я твержу, как заповедь слова: - Русь жива! Все прочее приложится, Главное, солдаты, Русь жива! Продолжение подобных строк и строф найдет каждый читающий и в других (к сожалению, сегодня редких) стихотворениях о родине. А вывод, надо полагать, не будет очень разниться с нижесказанным: если поэзия настоящая, как "Русь" Ивана Никитина, то дело поэтами сделано. Особенно поэтами, кои сами именно граждане, у которых, как у Владимира Соколова: "У меня все о России, // Даже если о молотьбе". Поэтами, которые подталкивают читателей к пониманию сердечного образа родины-матери, пользуясь, в том числе и тем приемом, что и автор стихотворения "Русь", образом матери... В опубликованном в альманахе "День поэзии XXI век" стихотворении "Песнь о живой земле" Ивана Щелокова вдруг успокаивает мысль и о возможном еще нами и деянии ради родной земли. Дедовская соха ведь это лишь метафора: Послушай: она еще бьется и бьется На уровне сердца, на взлете бровей, Под огненным обручем позднего солнца, В клубящейся плазме небесных кровей... Я слушаю чутко, гляжусь в нее зорко: Жива - обесчещенной, нищей, больной! А то, что покрылась предательской коркой, Так мы ее вместе, как деды, сохой... Или вот чье-то берущее сердце стихотворение, напоминая о личной ответственности за Россию как родную страну: За нами родная страна, За нами - Россия. Так нам ли ее предавать, Попавшую в горе как Больную и нищую мать? Ведь мы - не изгои! Никто ей теперь, кроме нас, Не мессия. Нельзя проиграть нам сейчас: За нами - Россия. Но может ведь и так случиться, что строки, подобные Никитинским, вновь появятся, а замечены и прочитаны не будут, ведь все более модным становится отстранение людей от чтения, в том числе со ссылкой на Интернет. Который сам по себе не есть зло. Зло - в страсти увлечься, начать верить всему там обозначенному. А напрасно - Ты сам себе нынче большой Над морем, над киноэкраном, Над зрителем, над наркоманом... И над литературным процессом, да-да, не будем удивляться! - тоже ведь, и не только "нынче", но и всегда, "сам себе большой". Об этом просто, доходчиво, доверчиво у Андрея Платонова в "Чевенгуре" - "Скучные книги происходят от скучного читателя, ибо в книгах действует ищущая тоска читателя, а не умелость сочинителя". Да, в литературе и искусстве не обойдена тема любви к Родине. Потому и кажется: только читай, внимай и станешь патриотом, но не тут-то было... Так что рефрен "есть за что", ясный в стихотворении "Русь", в повседневной жизни часто бывает зыбкий, нелегкий, с подтекстом вопросительным. В повседневной жизни мы часто как тот карикатурный персонаж, который на вопрос репортера с микрофоном: "Скажите, вы любите свою Родину?" дает ответ с отмашкой: "Ой, только не сейчас, я так устал на работе". Вот и передаем свою скуку и безразличие туда - в "поэзы"... А прислушаемся к Платонову. Ведь в нас оно от рождения это чувство любви к родине-матери. И обязательно всколыхнется сердце, если попробуем разок-другой повторить Рубцовский сыновний оберегнаказ: "Россия, Русь! Храни себя, храни!" Или вот эти, всего-то четыре Никитинских слова: "Полюбить тебя, назвать матерью!" И может случиться, что на очи давно уж сухие... навернется... святая... слеза...
Источник: газета "Воронежская неделя" N 36 (2175), 03.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|