04.09.14
Уроки Людмилы Власовой
Земляки | «Это счастье учиться у такого педагога», - говорят бывшие ученики Заслуженного учителя РФ Людмилы Власовой
Людмила Власова. Фото Николая Кардашова
Она и по сей день продолжает следить за судьбами своих многочисленных выпускников. И по неискоренимой учительской привычке гасит свет ближе к двум ночи, по третьему разу восторженно перечитывая всего Пушкина. И словно боль родных людей, принимает нынешнюю трагедию украинцев, приютивших в военное лихолетье их семью из придонской станции Лиски. И примером всей своей не простой учительской судьбы продолжает вдохновлять начинающих коллег не на тягостную службу, а на творческое служение детям.
Николай Кардашов
г.Лиски, Воронежская область
Такая она и есть, Людмила Александровна Власова – Заслуженный учитель Российской Федерации, лауреат Книги почета Лискинского района.
"А мне нельзя ни стареть, ни болеть, ни унывать - у меня же малюсенькая правнучка растет, нужно быть ей достойным ориентиром", - такими словами встречает меня хозяйка уютной квартиры с окнами на школу, где директорствует ее дочь Галина, продолжающая дело мамы.
Из рассказов ее выпускников я уже немного знаю об окопном детстве пятилетней девчушки в прифронтовой Свободе, как именовались тогда Лиски. Но ее воспоминания поражают такой крепкой памятливостью, которая свойственна только жизнелюбам.
- Помню, объявляют бомбежку, а я с заплечным мешочком с вещами и почему-то летом в зимнем пальтишке бегу вслед за взрослыми в окоп, что рядом с детсадом, в котором разместился госпиталь. Истошно воют бомбы, земля в нервной дрожи… На месте госпиталя - руины, а на опаленных деревьях - бинты и клочья одежды скорбно висят.
В сорок втором семью железнодорожного связиста, восстанавливающего тыловую связь, эвакуировали в Казахстан. Жили в многосемейном бараке на станции Гоерчугур. Сестренке нет и двух лет, мама работала телефонисткой. По продуктовым карточкам давали обожженное горькое пшено. Отзывчивые казахи помогали, как могли. Казашка-повариха зазывала девочку в столовую и прятала ей за пазуху туго скатанный комочек теста.
Когда освободили Украину, то отец позвал семью из эвакуации. Много дней ехали в теплушках, лежа на бутовом камне. В дороге со спящей девочки чья-то недобрая рука сняла пальтишко. Выручали красноармейцы: делились продуктами, одежкой, сажали в вагоны. На станции Ромодан определили на жительство в украинскую семью.
"Господи, какой гостеприимный - украинский народ! - вспоминает Людмила Александровна, затрагивая в разговоре тему нынешней трагедии Украины. - Когда нам выделили комнатку в бараке, то жители спешили порадовать нас кто табуреткой, кто детской ванночкой..."
На Украине будущая лискинская учительница пошла и в начальную школу, где обучение велось на украинской "мове". Через три года, в 47-м, семья вернулась в Лиски, и девочка привезла с собой бережно завернутые в полотенце книги Тараса Шевченко и Леси Украинки. Украинский язык хорошо помнит и сейчас, вдохновенно прочитав мне переведенную на "мову" крыловскую басню.
В лискинской школе N12 встретила она и свою любовь - одноклассника Германа Власова, который 55 лет идет с ней верным спутником жизни.
Почему выбрала профессию учителя? "А в послевоенном Воронеже, еще не до конца восстановленном, просто выбора особого не было". При огромном конкурсе - в 22 человека на место - прошла на филфак пединститута. Годы учебы тоже сытыми не были, но учились в ту пору самозабвенно. Увлекалась легкой атлетикой, выступала даже за сборную Воронежской области.
После вуза стала работать в школе N11 в Лисках. "Коллектив, - вспоминает Людмила Александровна, - принял меня по-доброму. Дали два седьмых класса: с одним нашла общий язык сразу, другой больше года меня, что называется, испытывал. Прихожу с урока и реву в пустом классе от того, что ничего у меня не получается. А мой наставник-словесник Лидия Долгалева меня утешает: все, мол, у тебя со временем получится... А тут дочка маленькая на руках, в садике мест нет, беру ее в школу. Спасибо завучу Анатолию Кирилловичу Гудкову: пока я на уроке, он дочку скрипкой развлекает или берет ее на свои уроки".
Так вот начинал учитель, которого назовут потом талантливым и доверят сплотить коллектив в железнодорожной школе N15. В ее тогдашней характеристике нахожу такие строчки: "Л.А.Власова в работе с коллективом постоянно создавала условия для творческого проявления и развития каждого педагога, формировала учителя с активной жизненной позицией".
- Я своих коллег ценила за умение доходить до каждого ребенка, - поясняет Людмила Александровна. - Признательные дети "гроздьями" висели на таких педагогах.
На звания-награды талантливым учителям директор Власова не скупилась: по ее представлениям историк Галина Коровина получила звание "Почетный железнодорожник", а Лидия Гончарова, Валентина Зиберт, Петр Потапов отмечены знаками "Отличник народного образования", многие награждены почетными грамотами МПС и Министерства образования.
Воспитывая в подростках неординарные личности, она и сейчас с теплотой вспоминает их: "Валера Тихонов оригинальные сочинения писал, Саша Аникеев отлично рисовал - сейчас Заслуженный работник культуры России, директор музея. Витя Трофимов - самобытная личность, стал ведущим хирургом в отделенческой больнице..."
Став на семнадцать лет директором, Людмила Александровна не погубила в себе и учителя словесности. В таком качестве и помнят ее многие выпускники.
- Это счастье быть учеником у такого педагога, - говорит о ней нынешний руководитель Отдела образования Людмила Шапинская. - Людмила Александровна самозабвенно любила литературу и учила нас думать, размышлять, отстаивать собственную точку зрения.
Член Союза писателей России Валерий Тихонов вспоминает: "Она обликом и даже характером была похожа на мою маму. Впрочем, для всех нас она мамою и была. На выпускном вечере с ней хотели танцевать все наши ребята. А я своим творчеством обязан прежде всего ей".
- Хотелось бы, чтобы нынешний начинающий педагог учился бы всю жизнь, а не довольствовался багажом университета, - такое пожелание высказывает Людмила Александрова под занавес нашей беседы. - Учился для себя и для учеников. Фундаментальные знания приходят через грамотность. Мне вот 78, а я к Пушкину возвращаю себя каждый вечер, сверяю жизнь по его стихам.
Источник: газета "Коммуна" NN 121-122 (26337-26338), 04.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014