10.09.14
Он всего лишь трубач
Имя в искусстве
Снимая несколько лет назад на Центральном телевидении сюжет о Сергее Есенине, я побывал на Ваганьковском кладбище, где находится могила поэта. Там я и увидел необыкновенный памятник замечательному русскому актеру Анатолию Солоницыну. Вернувшись домой, перечитал материалы, рассказывающие о его жизни и творчестве. Среди них особо запомнилась книга «Я всего лишь трубач» Алексея Солоницына – талантливого журналиста, являющегося младшим братом известного артиста, которому в конце августа этого года исполнилось бы 80 лет. Об удивительной судьбе актера и его ролях написал я тогда статью, а потом и сценарий фильма, рассказывающего о нем...
Владимир Межевитин
г. Воронеж
Среди его предков - вятских и костромских землепашцев - был и Захар Степанович Солоницын, известный летописец, оставивший после себя несколько книг религиозного содержания. Жил он во второй половине XVIII века и прославился не только своими рукописными трудами, но и тем, что писал иконы. Биография предка вдохновила молодого, никому не известного актера Анатолия Алексеевича Солоницына на роль легендарного Андрея Рублева.
Прочитав сценарий Тарковского в журнале "Искусство кино", начинающий артист Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын твердо решил ехать в Москву и участвовать в пробах к фильму, ставшего одним из мировых шедевров.
Путь Солоницына на сцену и кинематографический экран был нелегким. Трижды он приезжал из Киргизии, где жила семья (отец работал собственным корреспондентом газеты "Известия"), в Москву поступать в ГИТИС - и каждый раз возвращался обратно. На учебу в столичный вуз его не брали. Отчаявшись, он уехал в Свердловск и стал студентом училища при местном драматическом театре.
Как один из лучших выпускников, Анатолий Солоницын был оставлен в театральной труппе, где и началась профессиональная жизнь актера. Вскоре наметилась главная тема его творчества - тема встревоженной совести. Мощное личностное начало, строгое обаяние, масштаб актерской натуры, душевная утонченность расположили к нему Андрея Тарковского.
После грандиозного успеха "Рублева" режиссер и артист уже не расставались. Однако утверждение на роль в этом фильме проходило трудно. Тарковского отговаривали снимать провинциала-дебютанта авторитетные кинематографисты, и тогда, взяв фотографии претендентов, он пошел к реставраторам, специалистам по древнерусскому искусству.
Режиссер разложил перед ними все фотографии и спросил: "Который из них Рублев?" В ответ, не сговариваясь, они указали на фото Анатолия... Так судьба Захара Солоницына отразилась в жизни далекого потомка.
"Я бы не поехал в Москву... Я бы не стал мучить себя, - вспоминал позднее Анатолий Солоницын.- Но я поверил, что играть Андрея Рублева должен именно я. Потому что у кого же из актеров есть такой предок - иконописец и летописец... Они увидели, что не самолюбие привело меня на съемочную площадку, а что-то другое....
После "Рублева" предложения работать в новых картинах стали поступать Солоницыну по нарастающей. Это время 60-70-х годов было взлетом советского кинематографа (начавшимся еще в 50-е), который по своим гуманистическим устремлениям, глубине поднимаемых тем, свету и добру до сих пор остается непревзойденным. Десятки фильмов-шедевров подарил нам этот взлет отечественного кино, считавшегося одним из лучших в мире.
Актер, известный своей взыскательностью к поступающим предложениям, снимался иногда в 5-7 (!)картинах в год. Анатолию Солоницыну везло на режиссеров, он работал с лучшими из них. Герасимов, Панфилов, Герман, Шепитько, Михалков, Алов и Наумов, Зархи, Абдрашитов, Губенко, Климов - вот далеко не полный перечень выдающихся постановщиков, с которыми сотрудничал артист.
Из полусотни его незабываемых фильмов хочется особо назвать картины, ставшие классикой мирового кинематографа: "В огне брода нет", "Проверка на дорогах", "Любить человека ", "Агония", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Восхождение", "Легенда о Тиле", "Двадцать шесть дней из жизни Достоевского", "Телохранитель ", "Из жизни отдыхающих ", "Остановился поезд". И, конечно же, "Зеркало", "Сталкер", "Солярис" Андрея Тарковского.
Запомнились и театральные работы Солоницына.
В Свердловском драмтеатре он блестяще сыграл Ивана Петровича в "Униженных и оскорбленных " Достоевского, в Новосибирском театре - Бориса Годунова в одноименном спектакле и Голубкова в булгаковском "Беге". В Русском театре Таллинна был неподражаем в роли Клоуна Тота в постановке по Леониду Андрееву "Тот, кто получает пощечины ". В Москве была бурная реакция на его Гамлета, поставленного Тарковским...
Надгробие на могиле Анатолия Солоницына
Умер актер в возрасте 47 лет от рака легких и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Надгробный памятник выполнен в виде кирпичной арки, а в ней в образе Андрея Рублева - артист, подаривший миру лицо великого художника и свой выдающийся талант.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 37 (2178), 10.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014