11.09.14
Искушение театром
Фестиваль | В Верхнехавском районе прошел юбилейный, десятый фестиваль любительских коллективов «Театральные встречи в Никольском»
Народные коллективы собираются раз в два года, следовательно, фестивалю уже 20 лет. На этот раз он был проведен на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры.
Людмила Романова,
театровед, член жюри фестиваля
Верхнехавский район
А как все начиналось? Молодая сотрудница областного Дома народного творчества Светлана Сукочева заинтересовалась судьбой Народного театра села Никольское, который был создан сестрой К.С.Станиславского Зинаидой Соколовой и ее мужем Константином, являвшимся на тот момент владельцем Никольского.
Поиски материалов и документов в воронежском и московском архивах, в нашем краеведческом музее, где обнаружился дневник Зинаиды Сергеевны, розыск оставшихся родственников – все эти первоначальные этапы научно-исследовательской работы подтолкнули Светлану Николаевну на мысль создать на базе Никольского народного театра творческую лабораторию для народных театральных коллективов нашей области.
Сказано - сделано. В 1994 году, в год столетия приезда в Никольское Соколовых, был проведен первый фестиваль. Затем, в 1996 году - столетие Никольского народного театра, в 1998 году - столетие МХАТа. И пошло-поехало. Не всегда, конечно, проведение фестиваля совпадало с какой-то значительной датой, но вот, например, на 65-летие Победы в Великой Отечественной войне в 2010 году откликнулись почти все коллективы, хотя никакой установки сверху дано не было. И это был один из лучших фестивалей!
Постепенно складывалась структура его проведения. Она включала в себя просмотры, обсуждения спектаклей, мастер-классы, церемонию открытия и закрытия, работу выставочной экспозиции в доме-музее Соколовых. В первые годы в этом доме еще размещалась школа, но затем ее закрыли, и Светлана Сукочева добилась разрешения открыть там постоянную экспозицию.
Часть экспонатов предоставил Воронежский краеведческий музей, часть собрали из домов местных жителей, а в этом году благодаря президентскому гранту был восстановлен медицинский кабинет Константина Соколова.
Дневник Зинаиды Сергеевны издан отдельной книгой под названием "Наша жизнь в Никольском" под редакцией и с комментариями Светланы Сукачевой.
В фестивале обычно принимают участие от 10 до 20 коллективов. Заявок приходит намного больше, но Светлана Николаевна очень строгий отборщик, а в спорных случаях приглашает для просмотра членов жюри.
Есть коллективы, которые не пропустили ни одного фестиваля - искушение театром длится уже 20 лет. Это народные театры Боброва, Лисок, Панино и самого Никольского. Некоторые какое-то время по различным обстоятельствам не приезжали, но вскоре возвращались - Бутурлиновка, Калач, Россошь.
Есть что-то удивительно притягательное в самой атмосфере Никольского сельского клуба - при Соколовых это была школа - где в первые годы игрались все спектакли. Затем география проведения расширилась: спектакли, сложные постановочно, стали играть в Верхнехавском РДК, в клубе села Вишневка. Но многие коллективы стремятся выйти на сцену именно в Никольском, несмотря на маленький размер сцены, даже специально берут камерные вещи.
Нынешний юбилейный фестиваль открылся большим карнавальным шествием всех театров по Верхней Хаве (режиссер-постановщик А.Зыков). Все - в красочных костюмах, с песнями, танцами, салютом - действительно, праздничное зрелище! Затем начался просмотр спектаклей в Верхней Хаве и в Никольском. Большим успехом пользовалась выставка в Никольском музее.
На этот раз в фестивале приняли участие одиннадцать коллективов, в том числе два воронежских. Репертуар - самый разнообразный, начиная от классики романтизма В.Гюго и заканчивая современной пьесой восемнадцатилетнего автора В.Демахина.
Поисками современного театрального языка занята Г.Хунгуреева (молодежная студия при Россошанском драматическом театре). Она инсценировала рассказы клоуна Л.Енгибарова "Немного доброты холодной серой осенью" и использовала в спектакле пластику, клоунаду, музыку, интересный видеоряд, создав вполне современное зрелище. К сожалению, молодые ребята не совсем справились с вербальной частью, в диалогах проскальзывали ноющие ноты, появлялся иногда какой-то ложный пафос, испортивший впечатление от интересного замысла. Но это дело вполне поправимое для такого опытного режиссера, как Хунгуреева. Хочется похвалить ее и за интересную программку к спектаклю, в сущности, представляющую собой либретто. В Россоши заботятся о просвещении своих зрителей.
"Немного доброты холодной серой осенью", г.Россошь. Фото Михаила Квасова
Много ложного пафоса оказалось и в спектакле Бобровского театра "Я тревожно уйду по метели…" "о жизни, творчестве и трагической гибели поэта-пророка Николая Рубцова" (цитирую программку, режиссер Н.Лизнева). Ключевое слово здесь "пророк", а надо бы "поэт". Кстати, исполнитель его роли В.Гребенщиков сам написал музыку на стихи Рубцова и поет их в очень искренней простой манере.
Если бы весь спектакль был таким! А то литературный материал для спектакля - книга В.Коротаева "Козырная дама" (одно название чего стоит!) - прямо скажем, не лучшего качества. Свое неумение просто и ясно рассказать о трагедии поэта автор прикрывает неуместным пафосом, намеками на некое пророчество, что ставит артистов в неудобную ситуацию. Право, жаль. Лизнева неоднократно получала премии и на нашем, и на других фестивалях, она очень талантливый человек. Но вот заносит же иногда!
А вот пример противоположного рода. Режиссер В.Разуваев (студия "Диалог", Воронеж) взял просто чудовищную пьесу студента 2-го курса Литинститута А.Демахина "Бабий дом" (Бразилия отдыхает!) и сделал очень интересный спектакль. А козырь в том, что семейные проблемы, поднимаемые пьесой, не оставят равнодушным ни одного зрителя. Умелое выявление ударных мест, тактичная режиссура, хорошее исполнение - вот и все. И не надо никаких нагромождений.
Очень уверенно, по-настоящему ансамблево разыграли лискинцы "Госпожу министершу" Б.Нумича. Единственное, чего им не хватило, - это сатиричности. Пьеса дает для этого все основания, а спектакль был бы намного смешнее (режиссер М.Повышева). Зато звезда лискинской сцены И.Горбатенко закономерно получила приз в номинации "Лучшая женская роль" и уже не в первый раз.
К чести Ирины, надо заметить, что она не тянет одеяло на себя, хотя при ее яркости и сочности это было бы нетрудно. Но ансамблевость выше, и это правильно.
Лихо разыграл пьесу В.Гуркина "Прибайкальская кадриль" Калачеевский народный театр (режиссер П.Щербаков). Все как будто хорошо, но настораживает, что Петр вот уже второй фестиваль привозит такие легкие пьески, не требующие особых усилий. Да, смешно, Но от него мы привыкли ожидать большего.
А вот Н.Вакулу, режиссера Бутурлиновского театра, трудности задач не пугают. Он берет пьесу мэтра "новой драмы" И.Вырыпаева "Валентинов день" (полемичный по отношению к лидеру театрального проката 70-х - пьесе М.Рощина "Валентин и Валентина") и ставит горький спектакль о людях, которые не могут и не хотят отпустить свое прошлое. Постоянные перебросы действия из прошлого в настоящее и обратно делают пьесу сложной для исполнения, но актеры в целом справляются.
Единственное, чего мне не хватило - это определенности замысла. О чем все это, что мы можем из подобного извлечь - как-то не прозвучало.
Меня еще как-то напрягло, что в стольких спектаклях речь идет о пьянстве: "Валентинов день", "Прибалтийская кадриль", "Я тревожно уйду по метели", "Приговор" М.Ворфоломеева Никольского театра (режиссер С.Сукачева) - страшноватый спектакль - смесь абсурда с соцреализмом - с пронзительной актерской работой А.Левина.
И даже спектакль, получивший номинацию "Лучшего" - "20 минут с ангелом" А.Вампилова (Панинский народный театр, режиссер Ю.Заздравных), хотя и отличается глубиной проникновения в замысел, отличным ансамблем (В.Золотарев за роль Угарова получил приз в номинации "Лучшая мужская роль"), но общая картина не порадовала. А сыграно все с таким смаком! Да, поистине "веселие Руси есть питие". Хочется думать, случайно так сошлось.
И в заключение - о спектаклях, которые наиболее понравились мне, хотя я как член жюри подчинялась большинству при голосовании. Это "Две стрелы" А.Володина (молодежная студия "Фэриартос", Нововоронеж) и "Мария Тюдор" В.Гюго (арт-студия "Лира" из Боброва). Режиссер С.Попова (Нововоронеж) проявила незаурядное мастерство в постановке "Двух стрел".
Четкое, ясное решение, великолепная сценография (художник А.Попов) и прекрасные костюмы (Л.Бочарова), а также грамотное распределение ролей и пластическое решение сделали для меня этот спектакль одним из лучших на фестивале.
"Две стрелы", г.Нововоронеж. Фото Михаила Квасова
И вторая неожиданность - "Мария Тюдор" (режиссер и исполнительница центральной роли Т.Колмыкова). Он получил приз за лучшую режиссуру. Но меня поразило, как остроумно Татьяна решила задачу перевоза громоздкой, многословной романтической драмы на современный театральный язык. От пьесы осталась одна треть. Сохранены только реплики, двигающие действие. И тем не менее образы понятны, действие развивается стремительно - по жанру получился романтический триллер, в сценографии практически одна деталь - зонтики, но с их помощью все места действия хорошо обозначаются. Прекрасные актерские работы, в том числе приглашенной "звезды" лискинской сцены А.Межевитина в роли Симона Рината. Его реплика в конце "Я спас Англию!" ставит ударную точку в этом спектакле.
...Фестиваль закончился, все разъехались с надеждами на следующий. В 2016 году исполняется 120 лет Никольскому народному театру. Лискинский - на пороге столетия. Народное искусство живо и продолжает нас радовать.
Источник: газета "Коммуна" N 126 (26342), 11.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014