22.09.14
Стылая земля, алая заря
Музыка | В рамках фестиваля «Чернозем» Воронеж посетили Леонид Федоров, Владимир Волков, Владимир Мартынов и ансамбль "Opus Posth" Татьяны Гринденко
Виталий Черников
Открылся концерт в Воронежском концертном зале сольным вступлением Мартынова: строгий минимализм трех нот плавно обрастал, пока остальные музыканты ждали, когда вступить, мясом то ли "классики", то ли "джаза"; в иную секунду то, что звучало, можно было принять даже за советскую киномузыку начала Оттепели, но приходила следующая секунда, и мы с музыкантом оказывались в местах, куда более древних.
Владимир Мартынов, композитор и идеолог. Фото Михаила Квасова
Когда-то Леонид Федоров познакомился с поэзией Велимира Хлебникова и Александра Введенского, приняв "эстафетную палочку" от продолжателей их дела – Анри Волохонского и Алексея Хвостенко, - и музыка, которую он делал, стала шире прежних жанровых рамок, будь то "новая волна" или какой-нибудь, не знаю, "русский рок". Ну да, можно использовать термин "авангард", который, впрочем, давно ничего не обозначает. На авангардистов, модернистов в России долгие годы было принято навешивать ярлык "нигилистов", "разрушителей".
Их оппонентам было выгодно в упор не замечать интереса футуристов и обэриутов к древности, порой куда более пристального, более углубленного, чем у иных "почвенников" с капустой в бороде, понимающих под почвенностью самодовольное невежество и мракобесие. Для Крученых, Введенского или заумников вроде Александра Туфанова (так же, как для их ирландского современника Джеймса Джойса, переводом самого заветного произведения которого, кстати, занят упомянутый выше Волохонский) придумывание слов (порой на несуществующих языках) и образов было чем-то сродни попытке наладить общение с русалками, лешими и призраками умерших предтеч.
Конечно, стремящимся к подобным контактам нужна определенная смелость. Тем более что общение с русалками может привести к летальному исходу. Впрочем, как и общение с людьми. Оттого такие тревожные песни звучали: про стылую землю, про то, что "зимы не будет" (хотя, казалось бы, так ли это плохо?). "Далеко, далеко ли далеко, одиноко ли, ой одиноко".
"На смерть, на смерть держи равненье, певец и всадник бедный". Но сквозь эту тоску и тревогу пробивается надежда: все-таки - "в небе алая заря". Или где-то пожар?
Благодаря струнным соратникам Татьяны Гринденко по ансамблю "OPUS POSTH" и нескольким нотам от Владимира Мартынова вся эта гамма чувств ощущалась гораздо острее. Так совпало, что за несколько дней перед концертом я купил в Москве коробочку с концертными записями раннего "Аукцыона".
Интересно сравнить Федорова со товарищи образца 1986 года и его же с соратниками в 2014-м. Не то, чтобы совсем другим стал музыкант, - кажется, это произошло в первую очередь с окружающим его миром.
Парадокс: ирония и "театральность" раннего "Аукцыона" в России-2014 выглядит куда менее уместной и понятной, чем нынешние погружения в вязкую русскую хтонь, которые Федоров регулярно осуществляет как с той же группой, так и в другой компании. Этот контраст был ощутим еще на сравнительно давнем "аукцыоновском" концертнике "Это мама", куда попали в том числе и две-три старые песни, звучавшие теперь не столько как "песни", сколько как ритуальная музыка, при том, что ноты остались те же.
Еще одна свирепая история любви Грустная сказочка про свинью-копилку Развеселый анекдотец про то, как Свидригайлов собирался в Америку Везучий, как зеркало, отразившее пожар Новогодний, как полнолуние, потно зажатое в кулаке Долгожданный, словно звонкое змеиное колечко Единственный, словно вскользь брошенное словечко Замечательный, словно сто добровольных лет Одиночества, эти стихи Егора Летова описывают в том числе и опыт, который породил песни, звучавшие на концерте Леонида Федорова, Владимира Волкова, Владимира Мартынова и Татьяны Гринденко сотоварищи.
Нередко в странствии "по натруженным умам, по испуганным телам, по отсыревшим потолкам" их сопровождают великие русские мертвецы: Велимир Хлебников, Александр Введенский, Алексей Хвостенко. Порой на свободный стул подсаживается Сергей Курехин, на похоронах которого Федоров и Волков, говорят, познакомились.
Возможно, и кто-то из воронежцев их заметил.
Источник: газета "Коммуна" N 131 (26347), 23.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014