23.09.14
И нет дороги назад
Фестиваль
Независимый петербургский театр «ТРУ» в рамках Фестиваля "Чернозем" представил на сцене Воронежского академического театра драмы им. А.В. Кольцова спектакль "Нет дороги назад" (авторы и режиссеры – Александр Артемов, Дмитрий Юшков).
Елена Дудукина
Молодой театр "ТРУ", которому всего четыре года, уже успел утвердиться во мнении некоторых критиков как "культурная аномалия" и явление почти маргинального порядка. Авторы пьесы "Нет дороги назад", они же создатели театра, - актер Александр Артемов и культуролог Дмитрий Юшков - работают в таком тесном сотрудничестве, что некоторое время у них был общий псевдоним "Саша Юшков".
Сцена из спектакля "Нет дороги назад"
Основа философии театра "ТРУ" - исследование кризиса самосознания и поиск смысла жизни. В то же время, несмотря на столь пессимистическую тематику, театр "Тру " в качестве инструмента выразительности, как правило, использует предельную самоиронию, граничащую с гротеском, полный отчаяния и грусти юмор.
"Артисты этой команды играют со звуками слов, как перформеры АХЕ (инженерный театр "АХЕ" - авангардный театральный проект, возникший в Ленинграде в 1989 году. - Е.Д.) с предметами. В ироничном аристократизме их текстов слышны отзвуки поэзии Алексея Хвостенко, в конце концов, невозможность уместить их в какие-либо жанровые полки созвучна тому, что без малого век назад делали в этом же городе обэриуты",- пишет театральный обозреватель Алексей Киселев.
Спектакль "Нет дороги назад" (рабочее название - "Пройденный путь"), жанр которого определен авторами как "героическая притча" - получил в 2013 году главный приз Четвертого международного фестиваля театра и кино о современности "Текстура" (Пермь).
Герои спектакля - четыре менеджера среднего звена, решившие провести для зрителей лекцию о том, что же есть главное в жизни? Каждый "лектор" по очереди рассказывает эпизод из своего прошлого как яркий пример заблуждения на тему: "А что главное?". Оказывается ложным повторяющийся рефреном девиз современного общества потребления: "Главное, чтобы весело было. И весело было, было весело. А когда весело нет границ. Нет границ, когда весело…"
Монологи персонажей перебиваются видеотрансляцией, где эта "героическая" четверка в полном составе, забравшись на старый мотоцикл с коляской, сбегает в лес от наскучивших проявлений корпоративной культуры, циничных шуток своих "уважаемых коллег" и наигранной радости. Оказывается, что главное - не только умение бодро встраиваться в социум и приспосабливаться к его запросам, но и чувствовать и осмыслять жизненную печаль.
"Драматизация идиотических проявлений действительности и идиотизация драматических" - так можно охарактеризовать основной творческий метод, использованный в "героической притче". "Нет дороги назад" — это еще и название песни чеченского барда Тимура Муцураева, вокруг которой выстроена постановка. Популярную музыку, как и все популярное, то есть рассчитанное на широкую аудиторию, принято противопоставлять современному искусству. Но надо отметить, что спектакль, сделанный в духе новейших театральных экспериментов, создан по модели закольцованных рефреном куплетов песни. Оказывается, и в творчестве Тимура Муцураева, при специально настроенном ракурсе восприятия, можно проследить черты авангарда. А главное - не содержание высказывания, а само его наличие.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 39 (2180), 24.09.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014