30.09.14
Полюби нас черненькими
Фестиваль
Читки пьес российской Новой драмы состоялись в Воронеже в дни Фестиваля современного искусства «Чернозем»
Виталий Черников
В здании Мариинской гимназии, ставшем одним из корпусов Воронежской академии искусств, прозвучали тексты семи современных драматургов. В их числе – Вячеслав Дурненков, Иван Вырыпаев, Владимир Сорокин, Анна Яблонская.
Пьесы, отобранные ректором ВГАИ Эдуардом Бояковым, представили публике студенты вуза и их старшие товарищи из московских "Театра.doc" и "Практики". К ним присоединился любимец воронежских театралов, актер и режиссер Камиль Тукаев.
В тех читках, что довелось посмотреть и послушать мне, равно убедительны оказались и актеры начинающие, и те, у которых за плечами большой опыт перевоплощения.
- Здесь у актера - свое, специфическое существование. Но оно, тем не менее, тоже честное, тоже актерское. Я видел много прекрасных читок, от которых оставалось впечатление спектакля. А после видел спектакли, которые не дотягивали до читки по многим параметрам, - признается режиссер Руслан Маликов.
Читки - то, что предшествует спектаклю, но уже несет в себе его элементы. Актеры уже играют, но пока не интерпретируют пьесу, а представляют сам текст. Впрочем, в Воронеже режиссеры добавляли некоторые визуальные элементы: играли со светом, использовали видеопроекцию. "Небожители" Игоря Симонова о современном телевидении прерывались пародийной "рекламой" телешоу с тем же названием, а в тукаевской версии "Экспонатов" Вячеслава Дурненкова катарсису способствовала народная песня.
Актер Антон Кукушкин убедительно сыграл превращение радикального
художника и циника в любящего отца. Фото Михаила Квасова
Как об отдельном виде театрального представления о читках можно говорить с середины XX века. Заявившие тогда о себе молодые британские драматурги были свидетелями и участниками изменившей мир молодежной революции, соратниками Леннона, Годара, Бертолуччи, Керуака, Кизи, Дилана. Тем временем их современники в СССР, даже самые прогрессивные, всерьез спорили о "ленинских нормах". Неудивительно, что открытые читки стали регулярно проводиться у нас лишь полвека спустя.
Тексты нынешних драматургов до поры нечасто воплощались в спектакль. Связано это во многом с тем, что те изображают реальность, сложившуюся в России, без умиления и лакировки, идет ли речь о жизни столицы или провинции. Отечественный же зритель, как принято считать (возможно, ошибочно), воспринимает театр как развлечение и не хочет слышать и говорить о социальных и экзистенциальных проблемах; даже если они губят его собственную жизнь, при появлении спектакля о жизни таких, как он, его детей, друзей, начальства, предпочитает заткнуть уши, зажмуриться и истошно кричать что-то про "чернуху", "клевету на простых рабочих (школьников, гастарбайтеров, ветеранов Чеченской войны и т.д.), "русофобию". Как будто не было Островского, СалтыковаЩедрина, Горького, Сологуба.
То ли дело жизнеутверждающие антрепризные комедии с названиями вроде "Хочу вашего мужа" и прочая государствообразующая попса! Персонажи Новой драмы действуют и говорят так же, как их прототипы в жизни (многое в пьесах построено на записях реальных разговоров граждан страны, в которой мы живем), и не всегда добро побеждает.
Все же что-то изменилось.
Именно в последние два-три года, на фоне политических процессов, травли инакомыслящих и уничтожения свободы слова, в России появился ряд спектаклей, авторы которых пытаются осмыслить нашу реальность. Театр оказался едва ли не последним местом, где это возможно. Новое поколение драматургов и режиссеров, несмотря на ханжеские запреты слов и тем, несмотря на воняющие доносом статьи и телерепортажи официозных бульварных СМИ, продолжает бесстрашно изучать мир, в котором мы барахтаемся, пытаясь выжить и остаться людьми.
Прозвучали благодаря фестивалю "Чернозем" пьесы на разные темы: о мире одиноких женщин, о провинциальной жизни, о том, как коллективное чувство вины немцев за Вторую мировую превращается в мазохистский комплекс... Социальное важно для этих авторов. Как, кстати, и тема духовного поиска.
Dreamworks Ивана Вырыпаева - о том, как обретает смысл жизни потерявший жену американец-интеллектуал. "Олег Кулик. Человек.Doc" Евгения Казачкова - монолог художника-провокатора, чьи шутовские хеппенинги вроде перевоплощения в человека-собаку на улицах лужковской Москвы первой половины 1990-х были порой весьма злым комментарием по поводу послеперестроечных метаморфоз "российской духовности", наиболее аутентичным воплощением которой стали душевные песни про любовь к маме и прочие семейные ценности в исполнении суровых артистов с волосатой грудью и именем "Лева Чижик" или "Семен Донбасский".
Но текст совсем про другое: про то, что было дальше, после того, как, готовя очередной проект, герой спектакля сам не заметил, как оттолкнул женщину, которой был дорог. Расплатой стал кризис, который привел к радикальной переоценке прежней жизни - и, в конце концов, к обретению жизненной гармонии.
Иногда в Новой драме случаются хэппи-энды.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 40 (2181), 01.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014