02.10.14
Пути свободы
Музыка | Частью программы воронежского фестиваля «Чернозем» стал фестиваль известной британской издательской компании Leo Records, приуроченный к ее 35-летию
В России он прошел в формате марафона: музыканты выступили в Санкт-Петербурге, Архангельске, Москве, а после Воронежа – в Ростове-на-Дону и Саратове. Программа, прозвучавшая в нашем городе, оказалась одной из наиболее масштабных.
Виталий Черников
Лео Фейгин, основатель лейбла, многим любителям импровизационной музыки известен как радиоведущий. В эфире Русской службы BBC он вел программу о джазе под псевдонимом Алексей Леонидов. Однажды занялся выпуском пластинок интересных ему музыкантов. Leo Records, где выходили записи Энтони Брэкстона, Сан Ра, Сесила Тэйлора, останется в истории прежде всего благодаря тому, что Фейгин открыл миру новоджазовых музыкантов из СССР - Сергея Курехина, трио Ганелина - Тарасова - Чекасина, ансамбль "Архангельск".
- Что такое "новая музыка"? Часто это словосочетание употребляют вместе с терминами "свободный джаз", "экспериментальная музыка". Появился еще термин "открытая музыка". Это музыка, которая играется спонтанно, в которой можно все. Нет никаких ограничений. Скажем, если вы слушаете джаз, там есть какая-то гармония, тональность, ритм. И музыкант, играющий джаз, не может выбраться из этих категорий. Открытая музыка - та, которая отменяет все это. Все дозволено - кроме повторения, кроме клише. Если появляются клише - это уже не новая музыка по определению... Форма может оставаться прежней, а вот наполнение должно быть новым. Зависит это от многих факторов: от настроения музыкантов, зрителей, от погоды, от зала.., - делился Фейгин своими мыслями с воронежскими меломанами в культурном центре "Кампанелла". Таких встреч состоялось две. На второй гость показал фрагменты своего фильма о советском новом джазе 1980-х. Скоро эта работа выйдет на DVD.
Истинность последней процитированной мной фразы была доказана на первом концерте, когда российско-германский квартет Семена Набатова, Франка Гратковски, Алексея Круглова и Олега Юданова показал программу, по мнению основателя Leo Records, куда менее радикальную, чем незадолго до того в Москве. Может, не хотелось сразу напугать неподготовленного слушателя? Камерность зала повлияла? Или причина в том, что крупному во всех смыслах музыканту Набатову довелось в Воронеже играть на препарированном пианино (казавшемся в его компании хрупким, почти игрушечным), а не на рояле?
В начале XXI века, конечно, музыку квартета, в которой подлинный трагизм борется с гротеском, сложно назвать радикальным высказыванием, но ведь никогда же не знаешь, какое тысячелетие в мозгу вон у того мужчины в третьем ряду. Возможно, она - про неспешное, но неминуемое приближение чего-то страшного, пожирающего все на своем пути, а в последнюю минуту перед тем, как растерзать нас, застывших от ужаса, вдруг меняющего планы и отправляющегося баиньки. Атмосфера пахла порохом и катарсисом, но в финале все обернулось забавной игрой с бутылочками минералки без газа. Очень русская получилась музыка.
Дуэт Евгения (ударные) и Анастасии (вокал, цимбалы) Маслобоевых из Иркутска творит на стыке импровизационной музыки и фольклора.
Народная песня на их выступлениях похожа на часть шаманского ритуала. Возникают мотивы не только русские, но и северные. Несколько лет назад в интервью музыкальному критику Денису Бояринову Евгений рассказал о том, как искал с помощью Интернета возможности для продвижения своей музыки, случайно набрел на сайт Leo Records и написал письмо Фейгину, а затем отослал ему демоматериал.
"В общем, отправил и забыл. Можно было представить мое удивление, когда несколько месяцев спустя я обнаружил в своем электронном ящике новое послание от Лео. Затем я около года искал деньги на выпуск CD. В итоге Лео выпускает наши альбомы на свои средства". На вопрос журналиста: "Изменилось ли что-нибудь с выходом альбомов?" (восхищенные рецензии на которые появились во многих западных джазовых журналах) - музыкант ответил кратко: "Нет. Реакции не заметил. Ничего не изменилось".
Хочется верить, что-то с тех пор все-таки изменилось в восприятии их музыки на Родине. Хотя верить трудно...
Пока же фестивали вроде того, что посвящен Leo Records, кажутся чем-то вроде громоотвода, резервации для лишенной в России возможности на что-то влиять образованной прослойки. Но для насто (включая организаторов "Чернозема") важнее не шанс на вечер спрятаться от торжествующей серости, а надежда, что в "резервацию" забредет из серого мира подросток или студент с открытым сердцем, услышит тех же Маслобоевых, прочтет какие-то стихи давно умерших поэтов - и его мир станет цветным. Так же когда-то произошло и с нами, когда кто-то в комнате включил кассету с незнакомыми прежде Егором Летовым или Борисом Гребенщиковым. Даже ощущая себя последним человеком в мире носорогов, надо помнить башлачевскую строчку: "Только вырастет новый мальчик за меня, гада, воевать". Вырастет.
Иначе зачем вышел в 1987-м вон тот журнал, зачем где-то в Омске (или Иркутске) родилась песня, которую мы пели хором в общаге под гитару? Пока мы тут рефлексируем, семейный дуэт Маслобоевых записывает новые альбомы, сотрудничает с Сергеем Старостиным, Аркадием Шилклопером, Алексеем Кругловым. В их воронежском концерте приняли участие новые друзья. Сначала на сцену вышел, чтобы подпеть и подыграть, наш земляк Иван Сухарев. В финале к ним присоединились - причем не с саксофонами, а с их русскими народными аналогами Круглов и Гратковски.
Гебхард Ульманн. Фото Михаила Квасова
Алексей Круглов (кстати, организатор фестиваля) на следующий день выступил дуэтом со своим коллегой, саксофонистом Гебхардом Ульманном - также из Германии. Лео Фейгин с грустью вспоминал о том, что Британский совет не откликнулся на просьбу помочь в организации выступления на фестивале англичан.
Зато отозвался немецкий Гете-институт, благодаря которому российские любители музыки услышали музыкантов этой страны, сотрудничающих с Leo Records. Вспоминаю высказывание одного музыковеда о том, что в Германии в принципе нет джазменов, которые играли бы нечто "традиционное", "приятное уху". Теперь этому заявлению у меня есть доказательства.
При этом в игре Ульмана ощущается, как выразился, представляя его, Лео Фейгин, "дисциплина". А вот Круглов в дуэте с ним оказался более склонен к шалости.
Goat's Notes и Владимир Волков. Фото Михаила Квасова
Главным открытием фестиваля для воронежцев стал, как мне кажется, московский коллектив Goat's Notes. "Новая музыка" подразумевает безбрежную свободу, но слово это провоцирует прилив пафоса; иные музыканты могут переборщить в серьезности отношения к собственной миссии. Вот чего нет у этих москвичей - не факт, чтобы осознанно, но продолжающих линию курехинской "Поп-механики" (только вместо стада гусей, пасущихся возле Цоя с электрогитарой, - босоногая скрипачка, играющая, сидя на полу). В их музыке есть и драйв, и тонкое чувство юмора. Быть может, как раз эта озорная вдохновенность участников Goat's Notes и заинтересовала контрабасиста Владимира Волкова. Общими силами музыкантам удалось увеличить градус творившегося на сцене священного безумия.
Третий фестивальный день оказался посвящен музыке не столь радикальной и даже вполне лирической. Участники трио Андрея Разина "Второе приближение" посвятили свою программу (до того звучавшую, говорят, чуть ли не единственный раз) американскому джазовому композитору Дэйву Брубеку. Со своим кумиром музыканты были знакомы лично, переписывались. Программа создана по мотивам его произведений.
Завершать фестиваль должно было трио Вячеслава Гайворонского, Андрея Кондакова и Владимира Волкова. Однако накануне выяснилось, что Гайворонский из-за травмы не сможет играть, и Кондаков с Волковым выступили как дуэт. При всей экспрессии это тоже была музыка двух лириков, хотя и склонных к легкому музыкальному шутовству. Несколько месяцев назад они приезжали в Воронеж на Платоновский фестиваль со спектаклем "Русский космос" по мотивам рассказов Андрея Платонова. В память о том событии Владимир Волков и Андрей Кондаков сыграли и тему из той постановки, в которой участвуют не только как композиторы, но и как актеры.
Источник: газета "Коммуна" N 134(26350), 02.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014