03.10.14
Легко ли быть учителем?
5 октября – День учителя
Педсовет | Сегодня в Воронеже, как и в любом уголке нашей необъятной страны, будут чествовать учителей. Народных, заслуженных, опытных и только что пришедших в школу
Им напомнят о нелегком, но таком почетном труде, профессиональном долге, пожелают побольше талантливых учеников и адекватных родителей. Потом, по заведенному порядку, начнут вручать награды лучшим из лучших. И в который раз они в ближайшие два дня окажутся в самом центре внимания.
Тамара Гашимова
Подарки на память
Моя подруга Надежда Сонина проработала в школе 12 лет. Пришла туда осознанно, еще в пятом классе решив, что станет учителем истории. В университете, на первой же практике в пионерском лагере, вместо одного сезона отработала три. Дети не давали ей прохода: делились своими секретами и переживаниями, в конкурсах и состязаниях выкладывались на все сто, только чтобы не огорчить свою вожатую. То же самое было и в школе. Надежда водила свой класс в походы, на предприятия, где во время войны день и ночь трудились деды и прадеды ее подопечных, выпуская танки и пушки. Она никогда не повышала голос на своих учеников. Когда кто-нибудь отвлекался, просто замолкала на полуслове, и тогда весь класс оборачивался к нарушителю дисциплины.
Заинтересовать ребенка: что может быть легче, что может быть трудней.. Фото Михаила Квасова
В середине девяностых, когда учителям месяцами не платили зарплату, ученики, зная, что их Надежда Николаевна живет одна и что ей не на кого рассчитывать, оставляли у двери ее квартиры пакеты с картошкой и домашними соленьями, нажимали кнопку звонка и убегали. Она удивлялась словам коллег, когда слышала, что ее Петя или Марина дерзят или прогуливают уроки. Надежда знала их с другой стороны. Уйти из школы ее вынудила дирекция.
Им не нравилось, что она ставила двойки за невыученный урок и тем самым снижала «радужные» показатели. Свою "твердолобость" она объясняла тем, что иначе не сможет смотреть детям в глаза. Ведь они все знают и видят. Когда Надежда спустя год после увольнения из школы решила переехать в другой город, то ее бывшие ученики, каким-то образом узнав об этом, один за другим приходили прощаться, принося с собой маленькие трогательные подарочки. На память…
В своем глазу...
В наше время стало модным говорить о педагогах только с негативной стороны. Ну как не показать на всю страну сцены издевательств над пожилой учительницей?! Как походя не записать всех во взяточники и держиморды? Титулованные эксперты и крикливые зрители, кочующие из одного телеканала на другой, не желая вникать в ситуацию, начинают с пеной у рта указывать на их ошибки и просчеты, обвинять в профессиональной непригодности. Глядя на таких, я испытываю лишь сожаление и чувство стыда.
Избрав для себя раз и навсегда одну линию поведения, они следуют ей, упорно не замечая, сколько вокруг талантливых, преданных своей профессии, не чающих в детях души педагогов. Их отпрыски, подрастая, в точности копируют поведение своих родителей. Как не поверить родному дитятке в том, что Ольга Ивановна поставила двойку только из чувства личной неприязни, а не из-за того, что он просто не выучил домашнее задание. Вот он, родной, стоит рядом и так правдиво, в красках обо всем рассказывает, что слезу вышибает. Ну как ему не поверить? А что Ольга Ивановна?! Она - чужой человек, ей лишь бы ребенка принародно унизить да в двоечники записать, чтобы потом к своей подруге-репетитору отправить.
Помню, в девятом классе получила очередную "пару" по алгебре. Никак эта царица наук не хотела разложить по полочкам свои длиннющие формулы в моей голове. Пришла домой, начала, было, говорить про несправедливость, приплела плохое, на мой взгляд, настроение учительницы. В ответ мама предложила при ней заново решить ту самую задачу. Разумеется, что и дома я дальше написания условия не продвинулась.
Как потом узнала, мои родители не всегда становились на сторону педагогов. Но никогда не позволяли себе обсуждать при нас с сестрой действия Елены Андреевны или Галины Петровны. Их авторитет в нашей семье был непререкаем. Если все же мама сомневалась в правоте учителя, то шла в школу, и с глазу на глаз проясняла ситуацию. Стоит ли говорить, что и своим детям я также постаралась привить чувство уважения к стоящему у школьной доски человеку.
УК вам в помощь
Несколько лет назад учителей на законодательном уровне записали в обслуживающий персонал, оказывающий "образовательные услуги". Эксперт Общественной палаты РФ по вопросам семьи и детства, кандидат психологических наук Ирина Англичева убеждена, что на наших глазах происходит глубинная перестройка образовательного процесса: "С каждым годом школьники общаются с учителями все свободней. Ученик относит педагога к категории обслуживающего его персонала. Соответственно этому и выстраивает свое поведение".
Докатились до того, что в начале лета этого года депутаты Государственной думы решили внести поправки в новый Закон "Об образовании". Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов предложил на законодательном уровне запретить ученикам и их родителям насмехаться над учителем, поучать его, упрекать в некомпетентности.
Депутат готов приравнять педагогических работников к представителям власти, потому что и те, и другие несут важную для страны и общества службу. За публичное оскорбление педагогов при исполнении ими профессиональных обязанностей, применение в их адрес насилия взрослые должны нести наказание по всей строгости Уголовного кодекса. Что касается несовершеннолетних школьников, то им следует объявить выговор или же, в крайнем случае, исключить из школы.
А как думают они сами?
Теперь давайте предоставим слово самим учителям и попросим их ответить на вынесенный в заголовок вопрос.
- Очень сложно, но интересно, - считает завуч по воспитательной работе средней школы N2 Левобережного района города Воронежа, географ Любовь Гончарова. - Одним учебником и картой не обойтись. И доски интерактивные используем, и компьютеры. В прошлом году школа вошла в список 60 лучших учебных заведений нашей области, благодаря чему мы смогли оснастить техникой все кабинеты. А сколько интересных мероприятий проводим, вовлекая в них как можно больше ребят, чтобы они смогли раскрыть свои способности. Все зависит от настроя в семье: если родители сумели внушить ребенку, что ему необходимо прилежно учиться, что он должен уважать труд педагога, то он будет вести себя достойно.
- Конечно, легко! - уверена преподаватель английского языка Борисоглебской гимназии Ольга Ушкова. - Сегодня учитель, благодаря обилию современной техники, Интернету, имеет массу возможностей для выбора поля деятельности как для себя самого, так и для юного коллеги рядом. Но... Учитель сегодня - это и секретарь-машинистка, и лектор ГИББД, и информатор органов здравоохранения. Это и составитель программ, поскольку наши начальники ФГОСы придумали, а разработку рабочего документа переложили на наши плечи.
Нам диктуют, как мы должны работать, сколько уроков и в какой форме проводить, при этом декларируя свободу преподавания. Но что об этом говорить? Хочется думать о том, как я завтра заинтригую шестой "А", как бросить вызов 10 "Б", чтобы все они включились в дискуссию. А еще надо не забыть поговорить с Никитой, похвалить Мишу, заглянуть в глаза Кате, вдохновить команду КВН, собрать творческую группу для создания сценария агитбригады... И это как раз совсем не сложно, потому что я просто люблю этот бесконечный процесс!
- Учителем быть нелегко, но главное - им быть! - убеждена педагог начальных классов Митрофановской средней школы Кантемировского района Татьяна Хромова. - Быть человеком творческим, с богатым внутренним миром и неистощимой жизненной энергией. Ни одна профессия так не зависит от времени, как наша. На смену традиционной педагогике приходит новая, нацеленная на конкретного ребенка, для которого учеба должна стать увлекательным занятием. Разве не счастье видеть, как у ребят горят глаза, как они самостоятельно проводят первые опыты? Важно в каждом разглядеть индивидуальность, поверить в него и помочь раскрыть его способности. Очень точно и метко об учителе написал педагог и журналист С.Л. Соловейчик: "Он артист, но его зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он - врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела".
- Этот же вопрос на днях задала мне моя дочь, ученица десятого класса, - говорит директор Новобогородицкой основной школы Петропавловского района Мария Коростелева. - Сегодня в помощь учителю даны разнообразные учебные пособия, мультимедийные презентации, интернет-ресурсы и многое другое. Но вместе с тем совсем не просто увлечь за собой нынешних детей, научить мыслить, находить и решать проблемы, добиться высокого результата в обучении. А для этого педагог сам должен быть компетентен во многих областях, не уступать детям в их информационной осведомленности. Введение федеральных государственных образовательных стандартов требует другого уровня квалификации педагога. Значит, надо постоянно заниматься самообразованием. Согласитесь, это нелегко. Дочери же я ответила так: "Учителем сегодня быть ответственно. Если ты готов отдать себя детям, готов отвечать за их детские души, то все у тебя получится. И работа будет тебе в радость!"
Справка "Коммуны"
По результатам анкетирования воронежских учителей, проведенного институтом социально-политических исследований ВГУ, каждый третий педагог ежедневно испытывает нервное напряжение. Уровнем зарплаты не удовлетворены 62 процента, 44 процента опрошенных не довольны отношением родителей к учителям и школе в целом. 38 процентов учителей работают 20-24 часа в неделю при норме 18 часов. Половина загружена посторонней работой, а 57 процентов педагогов в школе не имеют доступа к Интернету. 76 процентов педагогов Воронежской области никогда не были в санатории.
Источник: газета "Коммуна" N 135(26351), 03.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014