07.10.14
"Живая газета" против мелодрамы
Поиски и находки
Виталий Черников
(Продолжение. Начало в NN 131, 133, 134)
В протоколах репертуарной комиссии, в 1926-27-х годах пересматривавшей сохранившиеся дореволюционные фильмы, чтобы определить, годны ли они для советского проката, сохранилось описание «Истерзанных душ», охарактеризованных как "пустая, бессодержательная бульварная картина": "Случайным выстрелом на охоте инженер Карин убивает помещика Сольского. На суде свидетель происшедшего граф Руцкий подтверждает невиновность Карина и тем самым снимает с него всякие подозрения. Но спустя некоторое время граф Руцкий обнаруживает, что Карин является любовником его жены. Из мести к Карину Руцкий поднимает вновь дело об убийстве Сольского, отказываясь от своих прежних показаний. Инженеру грозит каторга…"
Сведений о "Вулкане", его истории (кажется, совсем недолгой) и репертуаре слишком мало, но можно строить предположения, изучив контекст, в котором существовали кинотеатры в тот период. Недавно в сборнике "Время, вперед! Культурная политика в СССР" была опубликована статья Елизаветы Жданковой на эту тему: "В 1920-е годы кинотеатр был одним из немногих досуговых центров горожан, где завоевание культурного пространства происходило в столкновении экономического и идеологического факторов, и коммерческая составляющая, очевидно, имела преимущество. (...) В контексте "культурной революции" 1920-х годов кино как один из самых популярных и массовых видов городского досуга вызывало у представителей власти особый интерес. Кинематограф рассматривался как политический инструмент, позволяющий в развлекательной форме доносить до многочисленных посетителей идеологические установки властей". Для развития кинопроката, формально контролировавшегося госорганами, допускалось использование частного капитала. При этом государство пыталось контролировать прокатную сеть. Тогда у него ничего не вышло.
Тем не менее советская машина пропаганды уже почти сформирована. 9 мая 1923 года на заседании агитационно-пропагандистского коллектива Борисоглебского укома РКСМ поднимается вопрос о политической работе среди допризывников. Упомянута и постановка спектакля.
Работу поручено продолжать: "ставить вечера с декламацией, пьесы революционного характера". 5 ноября на общем собрании агитпропколлектива тема возникает опять.
"В День урожая сильно захватила допризывников пьеса "Ополошный зык", - докладывает отвечающий за эту работу тов. Немерцалов. – У молодежи появились запросы улучшить театр". Увы, неизвестно, на какой площадке города шло представление со столь интригующим названием (спектакль же к пятилетию РКСМ в октябре ставился в Нардоме - силами его труппы).
Важное место в антирелигиозной кампании в те годы занял театр. В 1924 году уездный комитет комсомола разошлет к Пасхе во все волостные ячейки пьесу "Христово воинство" и инсценировку басен Демьяна Бедного для подготовки представления до или после докладов и лекций.
В прологе "Христова воинства" один из персонажей, обозначенный просто как Комсомолец, обращается к публике: "Товарищи! Сегодня Пасха. Миллионы семей во всем мире празднуют этот праздник. И среди этих миллионов семей - много семей рабочих и крестьян. Комсомольцы, ваша задача - поднять высоко знамя борьбы против религиозных предрассудков. Комсомольцы! Долой религию, которая мешает и всегда мешала человечеству идти вперед.
Итак - внимание,
Замри и ни звука.
На повестке сегодняшнего собрания
Религия и наука".
Действу, в котором участвуют Инквизиторы, Джордано Бруно и спорящий с Комсомольцем невежественный Крестьянин, предшествует ремарка: "Рекомендуется по ходу пьесы установить волшебный фонарь, иллюстрируя отдельные моменты диапозитивами".
"В День урожая сильно захватила допризывников пьеса "Ополошный зык", - докладывает отвечающий за эту работу тов. Немерцалов. - У молодежи появились запросы улучшить театр". |
Архивы сохранили подробные описания пропагандистских праздников, проходивших в Борисоглебске в те годы. Причем в разных официальных документах одного и того же 1923-го одно и то же здание называют то Нардомом, то театром "Вулкан". Вот объявлена "комсомольская Пасха". В обязательной программе - диспут в театре "с приглашением на него служителей всех религиозных культов" и показ антирелигиозной пьесы в Вербное воскресенье, а напоследок прогулка на реку с сожжением "камилавок, скуфеек и т.д." (стиль по возможности сохраняю):
"7) В 9 часов два конных горниста объезжают по городу. ДЕМОНСТРАЦИЯ НАЧИНАЕТСЯ. С факелами, с пением революционных песен молодежь направляется к театрам: одна часть ж.д. мастерские, школа и техникум к Пролет-клубу, другая остальные ячейки в Вулкан (выделено мной. - В.Ч.). Около театров демонстрантов встречают оркестры духовой музыки, играющие марши и пьесы из революционного репертуара. Организованно вслед за оркестром с демонстрацией входят в театры.
8) С 9 до 11 час. ПРОВОДЯТСЯ ЛЕКЦИИ силами Агитпропа. В лекциях подробно освещаются "Происхождение религии", празднеств, поповские обманы, живая церковь и т.д. (...) После лекции ставятся пьесы антирелигиозного содержания и смешные рассказы, которые поручаются поставить представителю от Уполитпросвета в комиссии по проведению праздников т. АРИСТОВУ".
А вот отмечают День урожая:
"В субботу в 6 час. вечера гос/вр. Накануне дня в Нардоме проходит торжественное заседание Профсоюзов и партийной организации в присутствии крестьян ближайших волостей. Здание заранее декорируется". После торжественного заседания состоялся вечер "с сельскохозяйственным содержанием", подготовленный "силами артистов Нардома".
(Окончание следует)
Один из лозунгов Международного книжного дня, 1923 год
Источник: газета "Коммуна" NN 136-137 (26352-26353) , 07.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014