Мальчик из вятской глубинки, еще в школе прочитавший книги великого Сергея Образцова "Моя профессия", загорелся мечтой стать кукольником. Профессию режиссера он постигал уже под руководством своего кумира. И на протяжении всей своей недолгой жизни, работая сначала в Куйбышеве (ныне Самара), а затем в Воронеже, он неизменно получал от Мастера помощь и поддержку, в том числе и в строительстве нового здания театра кукол (в книге приведено письмо Образцова на имя первого секретаря воронежского обкома КПСС В.Н.Игнатова). Использование в тексте документов - от характеристик и рекомендации И .Лукина до переписки с Воронежским обкомом - придают книге документальную точность и хорошо отражают время.
А воспоминания Владимира Анищева (в 1980-1985 гг. - первого секретаря Воронежского горкома КПСС, которому было поручено курировать строительство здания театра, - просто детектив! Были ведь и в те времена неравнодушные чиновники, желавшие оставить добрую память о себе. Но главным мотором был все-таки Игорь Николаевич, как справедливо пишет Николай Топоев, автор проекта здания воронежского театра кукол.
Что касается художественной составляющей творчества Лукина, то она, естественно, тоже представлена в книге в виде рецензий на его спектакли, интервью, репортажей.
Но в те годы у большинства и зрителей, и критиков представление о кукольном театре было только как о театре для детей. Ведь и в театре Образцова вплоть до 60-х годов шли только детские да два знаменитых на всю страну пародийных спектакля - "Необыкновенный концерт" и "Под шорох твоих ресниц". Только после Бухарестского фестиваля театров кукол 1958 года да возникновения знаменитой "уральской зоны кукольников" это представление о возможностях театра кукол начало расширяться. Разумеется, эти новшества не прошли мимо Лукина.
Будучи убежденным сторонником воспитания детей средствами кукольного театра, Лукин ищет и пробует новые формы воздействия: выводит актеров из-за ширмы, сочетает кукол разных систем, кукол с актером в "живом" плане, создает кукольные мюзиклы и спектакли для взрослых - "Божественную комедию" И. Штока. Кто знает, как расцвело бы его творчество, если бы не столь ранняя смерть.
В статье "Вспомним режиссера Игоря Лукина", написанной к 50-летию уже умершего режиссера, критик Бронислав Табачников глубоко и подробно анализирует его творчество, определяя его место в истории Воронежского театра кукол.
А доцент Воронежского госуниверситета Полина Бороздина с глубокой горечью рассказывает о том, как был "выдавлен" из созданного им театра этот замечательный художник. Случай не первый и не последний в истории культуры Воронежа. К сожалению.
Но книга издана не для того, чтобы свести с кем-то старые счеты, а чтобы восстановить справедливость. Слишком значительной и светлой была личность Игоря Лукина, чтобы взять вот так просто и вычеркнуть его из истории Воронежского театра кукол. Он должен занять подобающее ему место в музее театра кукол, а на здании выстраданного им театра должна появиться мемориальная доска к его 75-летию.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 42 (2183), 15.10.2014г.