17.10.14
Модный кураж, или Как не остаться голым
Актуальная тема | | Нужно ли удивляться тому, что недавно в Воронеже прошла феерическая Неделя моды, а швейная промышленность города и области имеет скромные показатели?
Одеться красиво и модно хочется, но не всегда получается. «Подайте на
платьице из дорогого магазина», – взывает табличка. Фото Михаила Квасова
Названная Неделя собрала у нас дизайнеров и других творческих личностей чуть ли не со всей Центральной России. Это мероприятие имело прямое отношение к актуальной политике импортозамещения на уровне регионов. Скорее всего, чиновники Минпромторга РФ остались бы довольны замыслом мероприятия, но они на форуме отсутствовали. Впрочем, их воронежские коллеги тоже не были замечены…
Николай Старых
Цель Проекта "Неделя моды", задуманного дизайнером Татьяной Сулиминой и продюсерской группой Event-Hall с учетом опыта московских одноименных Недель (Fashion Week), была заявлена таким образом: способствовать развитию индустрии моды, помогать продвижению дизайнеров и предприятий-производителей одежды на отечественном рынке, способствовать реализации инновационных идей молодых дизайнеров.
- В целом Неделя моды мне понравилась, - говорит Василий Филиппов из Воронежа, - но не как предпринимателю, а как человеку, который стремится к познанию и совершенству - проект носил в первую очередь просветительский характер, хотя деловая дискуссия и контакты тоже приветствовались. Вот, к примеру, темы двух лекций: "Этнические мотивы в современной моде" и "Мода - явление культуры или маркетинговый прием?" Согласитесь, они больше теоретические, чем прикладные.
Что ж, с этим можно отчасти согласиться. Как известно, гламурные дизайнеры и дешевый ширпотреб - понятия несовместимые. Но ведь мода - удел не только избранных.
На мой взгляд, весьма интересную лекцию под названием, которое стало заголовком данной статьи, подготовила президент Фестиваля моды "Губернский стиль" Екатерина Ребежа. Однако специалисты экономического профиля с их анализом и выкладками "местного значения" были бы тоже уместны на этом форуме. Впрочем, другой воронежский предприниматель - Алексей Цапко - был доволен уже тем, что имел возможность "лицезреть и слушать самого Игоря Чапурина".
Игорь Чапурин - известный российский дизайнер с европейским признанием. Он приезжал из столицы в Воронеж, чтобы научить участников Недели моды по меньшей мере двум вещам: как создать свой бренд и как правильно составить гардероб. Его мастер-классы, между прочим, были платные. 25 сентября в зале Event-Hall Ситипарка "Град" состоялось финальное гранд-дефиле с участием все того же Игоря Чапурина, показ двух коллекций одежды Татьяны Сулиминой под общим названием "Легенда дворянского гнезда", вручение премии за достижения в сфере модной индустрии "Золотая Венера". Вход опять-таки денег стоил: в зависимости от категории мест - 700-3500 рублей.
Коммерциализация подобных мероприятий - дело обычное и явно прибыльное. При этом, заметьте, не только промбизнес и шоумены, но и наше государство готовы вкладывать деньги в индустрию моды.
Минпромторг РФ уже создает Инновационный центр легкой промышленности. Ожидаемая к 2020 году доля инновационной продукции в отрасли - 46 процентов. Надо думать, и Воронежская область внесет свою лепту в обновленческий процесс. Что этому должно способствовать?
С одной стороны, Минпромторг РФ считает необходимым активно выходить на мировой рынок с российскими дизайнерами, а с другой - создать все условия для того, чтобы отрасль могла успешно воплощать плоды своего труда для отечественного потребителя. Бутиковая эксклюзивная одежда очень дорогая, но ведь и люди со средним достатком должны одеваться модно.
Во всяком случае, так заявил в июне нынешнего года замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов (rg.ru/roscentr). Он, кстати, провел прошлой осенью в Воронеже всероссийское совещание по взаимодействию товаропроизводителей с торговыми сетями, кое-что даже изменилось в лучшую сторону. В июньском интервью Виктор Леонидович уверяет также:
- Сегодня на нашей стороне изменение в лучшую сторону конъюнктуры по производству одежды. Во-первых, производство в Юго-Восточной Азии перестает быть дешевым. Во-вторых, разработаны механизмы повышения инвестиционной привлекательности отрасли. В-третьих, осуществляется ее поддержка.
- Все эти макроэкономические факторы важны, - комментирует независимый аналитик и давний эксперт "Коммуны" Владимир Ионов. - Но воронежским властям, которые обычно превозносят свои заслуги по обеспечению высоких темпов регионального промышленного производства вместе взятого, придется крепко поднапрячься. Ныне вся текстильно-швейная подотрасль отечественной легкой промышленности переживает не лучшие времена, однако у нее есть производственный рост, а у себя мы что наблюдаем? Резкий спад в первом квартале, исправление положения во втором и фактически топтание на месте в последующие месяцы. При этом от комментариев по поводу того, насколько модной и востребованной является воронежская одежда, я воздержусь.
В текстильной и швейной сфере России по итогам первого квартала 2014 года индекс производства составил 107 процентов, то есть был достигнут семипроцентный рост по сравнению с соответствующим периодом 2013-го. Тенденция сохранилась и в дальнейшем. Воронежстат предоставил следующие данные по нашей области: индекс текстильного и швейного производства по итогам первого квартала едва достиг... 39 процентов, по итогам полугодия он равнялся 99 процентам, а в июле и августе составил по 101 проценту.
О том, что желанной стабильности в работе трудовых коллективов нет, но спрос все-таки рождает предложение, говорят хотя бы данные по швейному направлению: за январь-август текущего года по отношению к восьми месяцам прошлого года увеличилось производство головных уборов (в 2,1 раза), выпуск платьев (в 1,6 раза), блузок, юбок (на 38-39 процентов); в то же время уменьшился выпуск пальто (на 14 процентов), трикотажных изделий, спецодежды, бельевого трикотажа (на 7-10 процентов).
Инвестиции в основной капитал предприятий и организаций текстильно-швейного профиля в первом полугодии 2014-го сократились по области на 48,3 процента, хотя рост инвестиционной активности был отмечен по многим видам экономической деятельности, в том числе: в производстве машин и оборудования - в 2,2 раза, в финансовой деятельности - аж в 4 раза.
На фоне всех этих плюсов и минусов вряд ли стоит удивляться тому, что самая низкая заработная плата примерно 40 процентов от среднеобластного уровня - давно "прописалась" у текстильщиков и швейников.
А ведь в этой сфере работают в основном женщины, которым из-за угрозы безработицы некуда податься.
Руководители и специалисты таких предприятий - прямо-таки мужественные люди, они стремятся удержать на плаву свои производства и даже пытаются модернизировать их. Например, ОАО "Борисоглебский трикотаж" осуществило замену устаревшего швейного, вязального и упаковочного оборудования на современное итальянское, внедрило компьютерную графику.
ООО "Воронежская трикотажная мануфактура" тоже широко использует импортное оборудование, а потому всячески рекламирует этот момент.
И что примечательно: руководители предприятий размышляют отнюдь не в иждивенческом духе. К примеру, в конце сентября 2013 года в Москве состоялось совещание по проблемам легкой промышленности. На нем представители воронежского ЗАО "Промтекстиль" попробовали пролоббировать несколько предложений. Вот что сообщил потом Агентству бизнесинформации коммерческий директор "Промтекстиля" Константин Мизгунов:
- Понимаете, осуществляемая сейчас государством поддержка - скорее "рыба", а мы попросили "удочку". Основное наше предложение - рассмотреть возможность совместного финансирования инвестпроектов по принципу 50 на 50. Соответственно, мы готовы поделиться с государством долей собственности - также в 50 процентов.
Уж минул год. "Улита едет, когда-то будет". Без региональной поддержки, похоже, никак не обойтись.
Между тем Алексей Гордеев 20 сентября во второй раз вступил в должность губернатора Воронежской области. В ходе инаугурации глава региона напомнил, что за время его работы вдвое вырос валовой региональный продукт (ВРП), хотя руководство страны давало на это 10 лет. В частности, промышленность в полтора раза нарастила объемы производства, что пределом не является. Все это впечатляет, радует и вселяет оптимизм.
Тем не менее, аналитики не зря вспоминают советское время. Тогда в Воронежской области приоритетным было тяжелое машиностроение, однако легкая промышленность давала 13 процентов от общего объема промышленного производства; сегодня показатель почти в 20 раз меньше.
При этом канули в Лету райцентровские швейные филиалы, игравшие большую социальную роль. Разумеется, заграница, в лице Китая, давно помогает нам своим ширпотребом, но где же наша гордость?
Кстати, профессор Ивановской государственной текстильной академии и официальный представитель РФ на майских Китайских неделях моды Виктор Кузьмичев советует действовать разумно и безотлагательно, в том числе на региональном уровне (modeler.pro/viktor-kuzmichev):
- Дружественный нам Китай выстроил очень мощную индустрию и сейчас четко нацелен на российский рынок, но не на уничтожение нашей легкой промышленности. Чтобы выгодно продавать свои товары у нас, они хотят знать специфику потребителя и ориентироваться конкретно на него. И здесь надо искать взаимовыгодные формы кооперации. И еще вот о чем я думаю...
По мнению профессора, возродить производство одежды в России в прежнем виде нереально. Жаль, говорит он, что стало меньше крупных фабрик, но, может, сейчас действительно не их время?.. Поскольку ширпотребом и так все забито, надо не горы тряпок выбрасывать на рынок, а делать малыми партиями авторскую одежду. А вдруг это возможно на имеющемся крупном производстве или на будущих малых фабриках?
В общем, не все так просто. Только кто сказал, что труд у наших чиновников легкий, что они даром жуют свои булки с маслом? Им бы еще брать пример с упомянутой выше Татьяны Сулиминой. Задумала обладатель Гран-при конкурса дизайнеров-модельеров Центральной России провести грандиозную Неделю моды в Воронеже, и своей цели добилась! Татьяна, между прочим, занесена в каталог "Успешные люди России". Один из ее брендовых бутиков открыт не где-нибудь, а в самом Питере.
Что ж, кто-то на пресловутые "объективные обстоятельства" ссылается, а кто-то и реальное дело уже сегодня делает. Так что не стоит удивляться: у кого-то в "активе" модный кураж, а кого-то в "пассиве" - отложенные до лучших времен заботы о том, как поприличнее одеть народ.
Источник: газета "Коммуна" N 142 (26358), 17.10.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014