Встреча | «Каждый артефакт несет массу информации. Ее только нужно уловить и донести до посетителей», — считает директор Острогожского историко-художественного музея имени И.Н. Крамского Марина Пилипенко
Этой фразой она и начала экскурсию по музею. Ею и заинтриговала. А какие же тайны хранят в себе музейные экспонаты — редкие и древние? На этот вопрос директор музея, а в недавнем прошлом главный хранитель, Марина Пилипенко ответила так:
Анастасия Бырка
г. Острогожск. Фото автора
— Каждый предмет нужно суметь услышать, поговорить с ним. Насколько услышишь настолько и представишь то время и людей, создавших его. В этом и есть специфика нашей музейной работы.
Марина Пилипенко
Марина Ивановна признается, что и по сей день скучает по работе главного хранителя, которую исполняла семь лет.
— Но фонды все равно не брошу, — говорит она. — Хотя сейчас провожу в них намного меньше времени, чем прежде. "Тебе там нескучно, в фондах? Что ты в них все сидишь и сидишь? — спрашивали меня то и дело коллеги. — Ребята! Да я здесь не одна! Нас 43 тысячи! — отвечаю им я, имея в виду предметы старины. — И нам здесь хорошо, поверьте, это правда!"
Тридцатисемилетняя Марина Пилипенко — сотрудник Острогожского музея уже одиннадцать лет. А начинала с музея-заповедника "Дивногорье", ведь она родом из тех мест. По образованию — историк, окончила Воронежский педуниверситет.
Поначалу музейное дело было для нее, скажем так, не совсем близко, ведь ее призвание, как считала она по окончании вуза, — учитель истории. В школе проработала два года, и за такое, казалось бы, короткое время успела настолько привязаться к своим ученикам, что никак не хотела с ними расставаться.
— Моим "деточкам" сейчас по 26, у них уже свои деточки, — говорит Марина Ивановна о своих учениках.
Теперь же ее "детки" — музейные экспонаты.
— В 2010 году мы получили в качестве гранта федеральные средства, которые потратили на создание и оформление нового зала "За честь и славу России", — рассказывает Марина Ивановна. — Решили, что хотим показать, прежде всего, детям и подросткам историю нашего края за все время его существования, с XVII века. Мы задались вопросами: как и почему был основан наш город? Какие из его воинских частей участвовали в жизни России? Какую роль играли? Разведали информацию и о становлении Острогожского слободского казачьего полка. С этим работала наш научный сотрудник в тандеме с приглашенным дизайнером. Признаюсь, друг с другом им приходилось нелегко. Первая разработала ТЭП — тематико-экспозиционный план — это своего рода набор идей: что она хочет видеть в будущем зале. Вторая же должна представить, как воплотить подобное в жизнь. На этом-то этапе работа временами и не спорилась.
Марина Пилипенко как директор музея сетует на то, что в последнее время сталкивается с проблемой недостаточно подготовленных кадров.
— Наше дело - сложное, кропотливое, тонкое. Основа же его — научная работа. Экскурсии все-таки вторичны. Раньше музейщиков готовили по специальности "художник-экспозиционер". Сейчас же такого нет, все — дизайнеры. К сожалению, далеко не все из них способны понять, к примеру, что постановка сменных экспозиций коренным образом отличается от постоянных. В последнем случае мы должны так расставить артефакты, таким образом с их помощью раскрыть тему, чтобы она не потеряла актуальность и через сто лет.
Да и на то, чтобы по-настоящему стать научным сотрудником, требуется, по мнению Марины Пилипенко, немало времени — несколько лет. Когда она, совсем еще "зеленая", пришла работать в Острогожский историко-художественный музей имени И.Н. Крамского, ее предупредили: "Не переживай, через четыре года ты все поймешь". И как в воду смотрели.
— Могу вас уверить, что если через четыре года подобная схема не сработает, то нужно найти себе другое дело, — говорит Марина Ивановна. — К сожалению, не все это понимают. И получается, что человек вроде занимает место, но не свое.
Итак, первый год новоиспеченный музейщик знакомится с азами работы. Затем постепенно нарабатываются знания, умения и навыки. А через несколько лет уже проявляется и опыт. Вот тогда можно говорить о состоявшемся научном сотруднике.
Новое в современной музейной системе, ее, пожалуй, неотъемлемый атрибут — программа КАМИС – комплексная автоматизированная музейная информационная система. С ее помощью создаются интегрированные базы данных коллекций, включающие тексты, изображения, аудио, видео, анимацию. КАМИС структурирует информацию, позволяет осуществлять быстрый поиск и выборку данных, подготавливать различные виды списков, каталогов, документов и так далее.
— Теперь не приходится искать информацию в разных папках, ведь все в одном месте, — уточняет Марина Пилипенко. — Однако есть и неудобство, но оно временное, состоящее в том, что теперь мы будем в течение нескольких лет вносить в программу данные всех 43 тысяч предметов нашего музея, чтобы впоследствии пользоваться этим благом технического прогресса.
Рассказала руководитель музея имени И.Н. Крамского и о новшествах по линии федеральной программы "Доступная среда", в рамках которой музей приобрел технику для посетителей-инвалидов. К примеру, слуховой радиопередатчик — FM-система для слабослышащих "Диалог", при помощи которой гид проводит экскурсию с микрофоном и приемником, а гости музея — инвалиды по слуху — воспринимают ее из наушников. Планируют внедрить устройство активной звуковой помощи, применяемое для навигации и пространственной ориентации слабовидящих людей STEP-HEAR, а также ступенькоходы и роллопандус для колясочников.
— За годы работы заметила, что с артефактами мне проще, чем с людьми, — признается, улыбаясь.— Я имею в виду взрослых, а не детей. С ребятами же всегда нахожу общий язык! Что и говорить, прирожденный педагог.
Есть у руководителя Острогожского музея и любимые тематические коллекции: оружие и нумизматика. Казалось бы, и то, и другое — больше мужское, нежели женское. Выходит, что в такой хрупкой женщине таится поистине недюжинный характер. И как только это уживается с веселостью, легкостью и неуемной жизненной энергией? Остается лишь гадать.
Источник: газета "Коммуна" 103 (26319), 24.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014