На днях некоторые украинские телеканалы показали мать Надежды Савченко, задержанной по обвинению в соучастии в убийстве российских тележурналистов и содержащейся в одном из воронежских следственных изоляторов. Можно понять чувства человека, чью дочь ожидает суровая кара за содеянное. Но то, что она произнесла перед телекамерой, иначе как дикостью назвать невозможно. «Надя, – сказала она, - делала то, что и должна была делать: убивала врагов».
Кто главный враг Украины, сегодня никому не надо объяснять. Конечно, Россия. И, разумеется, русские. Страна, которая в сложнейшее для Украины время продолжала реальные денежные вливания в ее бюджет, снижая тарифы на поставляемый газ, и люди, многие из которых, несмотря ни на что, до сих пор считают украинцев братьями.
В последнюю четверть века немалая часть украинской политической элиты, научной и творческой интеллигенции стала усиленно пропагандировать "исключительность" своей нации. Для этого была выдумана, "высосана из пальца" версия о древнем (или даже самом древнем на Земле!) народе под названием "укры". Пропаганда эта добилась того, что среди сегодняшней украинской молодежи практически любой убежден: он - потомок славных укров!
Между тем, стоило бы приверженцам этой глупой выдумки обратиться хотя бы к Толковому словарю своего великого земляка Владимира Даля. В нем есть понятие "русские", есть "украинцы", есть "поляки", "англичане", "французы" и прочие национальности. Есть даже "хохлы" и "москали". А "укров" нет! И не может быть, потому что их никогда не существовало.
Кстати, некоторые украинские ученые и лингвисты с некоторых пор стали утверждать, что название страны происходит от слова "краина", что означает "страна". Думается, что и это идет от желания непременно дистанцировать себя от России. Ведь у того же Даля говорится, что "украина - область скраю государства". Такой и была когда-то территория Украины - окраиной Российской империи. Так что к мифическим украм название страны не имеет никакого отношения. В рамки "исключительности" это никак не укладывается, вот и идут ученые на всевозможные ухищрения.
Дело доходит до смешного. Они "редактируют" даже Гоголя, и в их обработке в тексте из "Тараса Бульбы - "Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера!" - и в других подобных местах слова "русский", "русская" звучат как "украинский", "украинская".
Но все это, как говорится, половина беды. Полная беда в том, что провозглашая на каждом шагу "Слава нации!", они имеют в виду не народ Украины, а только его часть. То есть, изначально разобщают страну, делят ее на "избранных" и "второсортных". Именно так поступали германские фашисты, придя к власти. Ныне шовинизм стал неотъемлемым атрибутом развития украинского государства.
Зачем и почему все это делается?
В начале 90-х, когда Украина брала курс на свою "незалежность", у украинцев была в ходу мысль: мол, мы кормили своей пшеницей весь СССР, неужто сами себя не прокормим? А вот как, мол, они без нас жить будут? То, что пшеницы было достаточно и в России, и в Казахстане, и в Прибалтике, в расчет, конечно, не принималось.
Шло время. Оказалось, что единственной пшеницей прожить невозможно. Один украинский президент менял другого, а экономика продолжала падать. Кто виноват? "Виновного" нашли быстро и совсем по-гитлеровски. Ведь Гитлер-то в своей небезызвестной книге "Майн кампф" советовал: если что-то не ладится, ищите врагов. Украинские пропагандисты "назначили" врагом Россию.
А что дальше? Пришлось, опять же по-нацистски, "взламывать" историю. Мы привычно называли Украину братской страной, а там, на Украине, методично вдалбливали в мозги ненависть ко всему русскому.
Как-то попался мне в руки украинский учебник истории для пятиклассников. Листаешь его - и оторопь берет. Чуть ли не на каждой странице - передергивание исторических фактов и ненависть к "москалям". Но больше всего поразила так называемая "народная песня", которую преподносят авторы учебника ребятишкам. Она начинается так:
У Кыеви, пид Крутамы,
Був бий тяжкий з москалями.
Надеюсь, русскому читателю этот украинский текст понятен. Поясню только, что Круты - это железнодорожная станция неподалеку от Киева. Впрочем, требует пояснения и кое-что еще. Речь в этой "песне" идет о 1917 годе. Но в ней нет и намека на то, что "бий тяжкий" шел тогда между белыми и красными. "З москалями"!
Дальше - больше:
Трыста катив на одного,
На студэнта молодого.
Чэрвоние сниг на поли,
Цэ проллялы кров гэрои…
А по трупам тых гэроив
Зайшов ворог до Кыйова.
"Кати" (палачи), "ворог" (враг) - это, конечно, "москали" (русские), а кто "гэрои" - тоже понятно. Концовка "песни" вообще шокирует:
Ой, не смийся, лютый вражэ,
Голова твоя щэ ляжэ.
Не поверив самому себе, позвонил украинским друзьям, спросил: "Неужели и впрямь существует в народе такая песня?" И услышал в ответ: "Да что ты! Нет такой песни у украинцев! Это - выдумка авторов учебника..."
Кто же позволил вот так уродовать души и сознание маленьких украинцев?
Шло время, и из вчерашних украинских пятиклассников вырастали рабочие, инженеры, ученые. Вырастали и учителя. А они, в свою очередь, множили и множили злобу. Зачем и почему? Вырастали и дипломаты, политики. Но и у многих из них не хватало здравого смысла остановиться в ненависти к России.
А теперь о "хохлах" и "москалях".Испокон веков люди вкладывали в эти слова не злобно-враждебный, а некий добродушно-улыбчивый смысл.
У того же Даля, к примеру, слова "хохол" и "украинец" практически равнозначны, а "москаль - москвич, русский, солдат, военнослужащий". Но если понятие "хохол" в сознании русского человека осталось практически неизменным, таким же, что и во времена Даля, то понятие "москаль" у украинцев в 90-е годы стремительно претерпевало изменения - в негативную сторону. Испытал это на себе сам.
В начале 90-х годов в Запорожье была создана Международная ассоциация сатиры и юмора "Веселая Сечь" и стал выходить журнал с таким же названием. Поскольку я в ту пору активно работал в этом жанре, меня приняли в ассоциацию в качестве действительного члена. Когда на заседании президиума "Веселой Сечи" проголосовали по этому вопросу, Петро Ребро, мой давний друг и руководитель ассоциации (ушедший недавно из жизни, потому что его доброе сердце не выдержало того, что происходит сегодня на Украине), сказал: "Теперь ты должен выбрать себе прозвище".
Юмор есть юмор. Оказалось, что у каждого члена ассоциации есть оно, это самое прозвище. Недолго думая, я сказал, что буду "Москалем". Улыбнулись, прозвище приняли. С тех пор во всех изданиях ассоциации, где появлялось мое имя, рядом с фамилией, в скобках, значилось: "Москаль". Но не прошло и четырех-пяти лет, как Петро написал мне: дескать, прозвище надо изменить, потому что появились в ассоциации слишком бдительные товарищи, которые реагируют на "Москаля" не вполне адекватно.
Это сколько же грязи и лжи надо было вылить на Россию, на русских, если за несколько лет так изменилось значение одного-единственного слова!
"Восприимчивость масс, их понимание весьма незначительно, зато забывчивость чрезвычайно велика... Только того, кто тысячекратно будет повторять ординарные понятия, масса пожелает запомнить. Если уж врать, так врать нагло: в большую ложь охотнее верят, нежели в малую... Люди сами иногда врут в мелочах, однако большой лжи они стесняются. Следовательно, им в голову не придет, что их так бессовестно обманывают". Это, между прочим, тоже из Адольфа Гитлера.
Слово "москаль" неоднократно встречается у Тараса Шевченко. Понятно, что у него оно несло тот самый смысл, какой был присущ тому времени. Но в современной Украине Шевченко, в угоду сиюминутным политическим реалиям, сделали символом борьбы с Россией, и слово "москаль" в его произведениях само собой зазвучало для украинцев злобно-пренебрежительно. Именно так в свое время гитлеровцы "преобразовали" древний символ движения, жизни, Солнца, света в свою фашистскую свастику.
С годами украинский патриотизм все более и более принимал весьма и весьма различимый шовинистический оттенок. Возвышая свою нацию, украинцы считали своим долгом непременно принизить русских. "Российская нация, - писала в середине 90-х газета "Литературная Украина", - есть искусственно созданный конгломерат из смешения многих нацменьшинств с татаро-монгольским перевесом в этом смешении. Что касается земли, то Россия и создавалась как раз на чужих землях, за счет лжи и порабощения других народов... Российская культура развивалась за счет других наций... Вообще, Россия тесно переплетена с Германией. У них много общего. Только немцы педантично аккуратны в своей жестокости ради цели, русские жестоки - ради наслаждения. Как и все метисы, они мстят за свою неполноценность. Если бы русские обладали логичным мышлением, то должны были бы задуматься, можно ли возрождать то, чего не было..."
Жанр процитированного "произведения" можно было бы определить как "в огороде бузина", тем более что дядька-автор действительно из Киева. Но для нашей Воронежской области, например, все это звучало предостерегающе. Регион, всегда считавшийся центром России, вдруг стал приграничным. Нельзя не учитывать, что в южных районах области живут не десятки, а сотни тысяч украинцев. Пока они такую вот бредовую "пропаганду" всерьез не принимают. Но жизнь все труднее и труднее, а "пропагандисты" - все изощреннее и изощреннее.
Лишь вчера казалось, что народы, входившие в СССР, поссорить нельзя, а сегодня между некоторыми - кровь. Почему же мы практически не отвечали на бредовые украинские публикации? Да и не только на публикации - на действия тоже.
Пять лет тому назад, в июле 2009 года, исполнилось 300 лет исторической Полтавской битвы. В российском политическом календаре эта дата, казалось бы, не должна была остаться незамеченной: битва закончилась полным разгромом шведов и бегством Карла ХІІ в Турцию, что сыграло решающее значение в военном споре России со Швецией за выход к Балтийскому морю. Но эту дату у нас... практически не заметили.
А отмалчиваться было ну никак нельзя! Хотя бы в связи с тем обстоятельством, что украинские власти об этом юбилее совсем не забыли, задолго до него объявив о намерении установить памятники гетману Мазепе и Карлу ХІІ. Россия не дала своевременной оценки этому, можно сказать, вопиющему факту недружественного отношения к нашей стране, к ее истории. А жаль. Швеция, например, откликнулась - тактично и достойно.
"Инициатива исходит от украинской стороны", - заявил директор управления Восточной Европы Министерства иностранных дел Швеции Юхан Фриссель, дав понять, что обсуждать вопрос о памятнике Мазепе шведы не намерены. И добавил: "Относительно же памятника Карлу ХІІ у нас нет особого мнения: если руководство Украины так хочет, то мы не возражаем. Но все это ни в коей мере не должно вызвать какую-либо напряженность в отношениях с Россией".
Видели ли все это наши министры, наши депутаты? Понимали ли, к чему все это приведет? Конечно, видели и, возможно, понимали. Но... предпочитали отмалчиваться. Украина, мол, государство пока еще молодое, опыта у его власти нет. Перебесятся! Оказалось - не перебесились. И сегодня мы пожинаем плоды своего безучастия.
Хорошо известно, что спекуляцией на истории можно как подтвердить, так и опровергнуть любой факт. И "пропагандистам" бессмысленно объяснять, что, к примеру, творчество целого ряда видных писателей, философов, художников произрастало в общей русско-украинской среде. Оно неотделимо ни от русской, ни от украинской культуры. Для многих художников слова русский и украинский языки были одинаково родными - настолько, что их произведения создавались и на том, и на другом языке. Немало таких знаменитых имен и среди земляков-воронежцев: А.Н.Афанасьев, Н.И.Костомаров, Н.В.Станкевич... На общей русско-украинской основе выросли личности Е.А.Болховитинова, И.Н.Крамского, Е.П. Плужника. Может показаться неожиданным, но даже у нашего Алексея Кольцова есть стихи, написанные на украинском. Так ведь и Тараса Шевченко невозможно оторвать ни от той, ни от другой культуры! На русском написан ряд его стихов. На русском создавались его знаменитые дневники.
А смогут ли украинские писатели забыть о том, что в годы Великой Отечественной, когда пал Киев, наш Воронеж приютил буквально весь цвет украинской литературы? Здесь жили и творили Александр Корнейчук, Ванда Василевская, Александр Довженко, Леонид Первомайский¸ Андрей Малышко, Микола Бажан. Здесь работал Харьковский театр имени Т.Г. Шевченко. Здесь выходила газета "Радянська Украина".
Предавая все это и многое другое забвению, живя в ненависти, украинцы предают самих себя.
Совсем не лишним будет сказать и о том, что ненавистнические "версии", "открытия" и "инициативы" неизменно получали и моральную, и материальную поддержку украинского государства. Стоит ли удивляться, что на Украине появились целые поколения людей, ненавидящих Россию? Но кое-чему все же удивиться надо. К примеру, тираж учебника для пятиклассников, о котором шла речь выше, отпечатан... в типографии одного из областных центров Центрального Черноземья. Возможность заработать на многотиражном издании оказалась выше здравого смысла. И даже выше чувства национального достоинства.
Ненависть... Она не способна созидать. Она только разрушает. Разрушает личность. Разрушает общество. Разрушает некогда процветавшую союзную республику, а ныне "незалежную" страну. Разрушает и в моральном, и в экономическом, и в государственном смысле. И даже то, что на иные украинские территории в наши дни с пристрастием смотрят Польша, Румыния, Венгрия, Чехия и даже Молдова, - тоже следствие этой разрушительной ненависти.
Пока украинская власть (нынешняя или какая-то новая), весь украинский народ не поймут этой азбучной истины, светлое европейское будущее страны будет все дальше и дальше отступать за невидимый исторический порог.
Киев мирный, довоенный. Мая 2013 года. Фото Виктора Руденко