Аналитика
Cобытие | На прошлой неделе с космодромов Казахстана, России и Франции с интервалом менее суток были выполнены успешные запуски трех космических ракет отечественного производства
9 июля 2014 года. Новая ракета «Ангара» стартует с космодрома "Плесецк". Фото ОАО КБХА.
8 июля с "Байконура" к звездам стартовала ракета "Союз-2.1б" с российским космическим аппаратом "Метеор-М". 9 июля с российского космодрома "Плесецк" в Архангельской области был осуществлен первый испытательный пуск новой российской ракеты "Ангара-1.2ПП" с макетом полезной нагрузки. Наконец, 10 июля за тысячи километров от "Плесецка" с экваториального космодрома "Куру" во французской Гвиане на орбиту отправилась ракета "Союз-СТБ" с четырьмя зарубежными спутниками "О3b".
Объединяет все пуски тот факт, что в составе третьих ступеней ракет надежно отработали воронежские двигатели разработки и производства Конструкторского бюро химавтоматики. Но если на "Союзах" использовался двигатель 14Д23, уже летающий с 2006 года, то в составе "Ангары" новый двигатель РД-0124А летел впервые, и дебют оказался успешным.
О подробностях этого события мы расспросили непосредственного участника пуска – главного конструктора двигателя Виктора Горохова.
- Виктор Дмитриевич, как проходила подготовка к первому пуску?
- Наряду с другими коллегами по отрасли участие в первом летном испытании легкого варианта "Ангары" принимала наша бригада из КБХА, возглавлял которую генеральный директор - генеральный конструктор Владимир Сергеевич Рачук. Непосредственно на космодроме мы отвечали за вопросы, касающиеся нашего нового кислородно-керосинового ракетного двигателя РД-0124А, который установлен на второй ступени ракеты и обеспечивает ее полет в верхних слоях атмосферы вплоть до выхода в безвоздушное пространство.
Многие знают, что с первой попытки запустить "Ангару" не удалось - буквально за минуту до старта автоматические системы прервали отсчет из-за негерметичности одного из соединений в ракете. Для первых испытательных пусков это нормальная практика, ведь и ракета, и наземный стартовый комплекс - новые. После устранения неисправности все прошло в штатном режиме. Наш двигатель в ходе полета отработал положенное программой время.
Двигатель РД-0124А создан на основе другого нашего двигателя 14Д23, уже летающего на "Союзах". Поэтому определенная уверенность в своей технике у нас была до старта. Но, несмотря на большой объем наземной отработки двигателей и ступеней ракеты, оставался ряд вопросов, которые нельзя было проверить, кроме как в полете. Благодаря прошедшему пуску мы впервые получили экспериментальные данные, подтвердившие верность принятых конструкторских и технологических решений и работоспособность всех систем ракеты в реальных полетных условиях.
- В чем заключаются особенности новой ракеты и ее значимость для нашей страны?
- "Ангара" является новой ракетой, созданной в постсоветский период Государственным космическим центром имени М.В.Хруничева. Она состоит из универсальных ракетных модулей, которые позволяют собирать варианты от легкого до тяжелого носителя. Ракета предназначена для запуска с территории России, благодаря чему наша страна впервые с советских времен получает независимый доступ в космос для вывода любых спутников - от легких до тяжелых. Ведь не секрет, что тот же "Байконур" мы берем в долгосрочную аренду у Казахстана. Другим достоинством новой ракеты является ее экологическая чистота - в качестве компонентов топлива используются безвредные кислород и керосин. Это выгодно отличает ее от токсичного "Протона". В силу быстроменяющейся международной обстановки, я думаю, наличие такой ракеты и гарантированного доступа в космос - важное подспорье.
- Первый пуск прошел. Что дальше?
- Сейчас перед нашим коллективом стоит задача детального анализа всех параметров, полученных в ходе летного испытания. Мы посмотрим, как взаимодействовал наш двигатель со всеми системами ракеты. Но важнее другое.
После успешного полета "Ангары" в легком варианте были подписаны документы, дающие "добро" на отправку с завода-изготовителя на космодром тяжелой модификации этой ракеты. В четвертом квартале текущего года она также должна совершить свой первый полет. Важно отметить, что вторая ступень тяжелой "Ангары" с двигателем КБХА - близнец той, что отработала 9 июля. Так что нас ждет уже знакомая, но от этого не менее ответственная подготовительная работа.
- Как скажется начало полетов новой ракеты на загрузке предприятия?
- Безусловно, в положительную сторону. Только за последние полгода в нашей стране появились две новые космические ракеты легкого класса - "Союз-2.1в" и "Ангара-1.2", идущие на смену конверсионным межконтинентальным баллистическим ракетам. На обеих используются наши двигатели. А ведь есть еще ракеты среднего класса "Союз-2.1б", "Союз-СТБ" тоже с двигателями КБХА.
Я думаю, в ближайшие годы объемы производства будут только расти. Надежной тому основой должна стать тесная кооперация КБХА и Воронежского механического завода.
Кроме производственной деятельности у нас есть немало научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Этим летом наш коллектив совместно с итальянской компанией "Авио" успешно завершил серию огневых испытаний нового кислородно-метанового двигателя, который может найти применение на европейской ракете "Вега".
Сейчас все говорят о санкциях и изоляции России, но на самом деле европейцы с радостью идут на сотрудничество, которое помогает им реализовывать свои проекты.
Успешно продвигается и экспериментальная отработка кислородно-водородного двигателя РД-0146Д для разгонного блока тяжелой модификации "Ангары". КБХА предлагает свои двигатели для всех концептуальных проектов перспективных отечественных ракет, и ракетчики с интересом воспринимают наши идеи. К сожалению, не обо всем можно рассказать прямо сейчас, но со временем мы обязательно поделимся с воронежцами свежими новостями из мира космонавтики и ракетостроения.
Беседу вел Александр Кажикин, пресс-служба ОАО КБХА.
Источник: газета "Коммуна" 100 (26316), 17.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014