Александр Нестругин
Петропавловский район, Воронежская область
(Продолжение. Начало в NN91-94, 96)
Упоминается в воспоминаниях В.Белова и имя В.П.Астафьева, причем в таком вот, очень интересном для нас, контексте: «Юрий Бобоня серьезно взялся и за прозу. Написал и показал повесть "Высокий титул». Рукопись отправил Ивану Николюкину. Тот отнес ее в журнал "Наш современник". Журнал отдал на рецензию Виктору Петровичу Астафьеву. Живой классик прислал в Красный Флот открытку с восторженным отзывом. В Воронеже мы ее перечитывали и перечитывали…"
Видимо, В.Белов ошибается в том, что рукопись В.П.Астафьеву была направлена на рецензию именно журналом "Наш современник". Скорее всего, речь должна идти об издательстве "Современник", об этом говорят и В.Гордейчев в предисловии к книге "Улица", и И.Болдырев в цитировавшихся выше воспоминаниях. Неточность вполне объяснима, ведь столько уже лет прошло. К тому же она ничего не меняет: для нас важна оценка прозы Ю.Бобони В.П.Астафьевым, а здесь в отзывах-воспоминаниях расхождений нет. Оценка была высокой. Подтверждает это и издательская аннотация: "Известный писатель Виктор Астафьев был его "крестным отцом", видя в молодом прозаике самобытность, умение писать образным языком, смело вторгаться в повседневную жизнь нашей действительности".
Есть свидетельства того, что из русских писателей "хрестоматийного ряда" не один только Виктор Астафьев увидел в Юрии Бобоне настоящего прозаика. Близко знавший Юрия его земляк-краснофлотец, воронежский литератор Николай Николюкин рассказывал мне, что Бобоня посылал свою прозу Василию Макаровичу Шукшину и потом, будучи на сессии в Литературном институте, встречался с ним. Юрий был удивлен и горд, что Шукшин нашел время прочесть его вещь, заинтересовался ею, захотел встретиться с автором.
Юрий Бобоня с женой и дочерью
Мне, к сожалению, встретиться с Юрием Бобоней не довелось, хотя биографии наши однажды сошлись ненадолго, по касательной, в одной географической точке.
В сентябре 1976 года я, молодой выпускник юрфака и начинающий стихотворец, приехал в Петропавловку, чтобы примерить тугую лямку следователя районной прокуратуры. Примерка не затянулась. В тишайшей Петропавловке случилось вскоре убийство, пришлось включаться в работу по-настоящему, без скидок на молодость. Положенной молодому специалисту квартиры в райцентре не нашлось, пришлось искать съемный "угол", налаживать полукочевой быт. О том, что живет в районе поэт и прозаик Юрий Бобоня, я, конечно, знал, но было мне тогда не до стихов, не до литературных знакомств. К тому же молва, бежавшая далеко впереди, рисовала личность, с одной стороны, полулегендарную, с другой – не слишком привлекательную.
Знакомство отложилось "до случая". И он, этот самый случай, непременно представился бы: потом, спустя полтора-два месяца после приезда, я стал заходить в редакцию районной газеты, а Юрий был там частым гостем.
Но, как известно, человек лишь предполагает... 7 октября 1976 года Юрий Бобоня погиб. Ранняя и потому никак не укладывавшаяся в привычные рамки смерть поэта вызвала тогда много пересудов, домыслов, всякого рода "беллетризованных" версий.
Примером может служить версия, которую и сейчас считает истиной Виктор Белов: "Поезд вечером привез его (Ю.Бобоню. - А. Н.) в Калач. В Петропавловку автобус пойдет утром. На вокзале ремонт. Он где-то шатался рядом. Повздорил с местными обормотами. А те его - головой в бочку с известью..."
Да, картина нарисована жутковатая. Ирония тут вроде неуместна, но ведь невольно подумаешь, грешный: хорошо еще, что в асфальт не закатали, как в голливудских фильмах про мафию. Стоит ли удивляться, что гибель поэтов известных - скажем, Сергея Есенина, Владимира Маяковского - до сих пор будоражит умы, не дает затихнуть литературно-криминалистическим страстям? Виктор Белов, скорее всего, пользовался дошедшими до него слухами.
Мелкие нестыковки (на самом деле пассажирский поезд уходил на Воронеж из Калача вечером, приходил утром) простительны, но это - "головой в известь" - откуда взялось? Разве существуют на этот счет какие-то официальные документы? Очень сомневаюсь, что это было так.
Дело в том, что в то время все "неочевидные смерти" (например, утонул человек, застрелился, повесился) были в ведении прокуратуры, мне самому в своей следственной практике не один десяток раз приходилось выезжать на место происшествия в подобных случаях. Вывод о наличии либо отсутствии признаков насильственной смерти делался не "на глазок", а после исследования всех обстоятельств дела, с учетом заключения судебно-медицинской экспертизы. Если признаков насильственной смерти не оказывалось, выносилось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно такое постановление и было вынесено по материалам проверки обстоятельств гибели Юрия Бобони.
Белов прав только в одном - Бобоня действительно в момент смерти был нетрезв, причем степень алкогольного опьянения оказалась значительной. А вот вместо "бочки с известью" была всего лишь стоявшая без дела строительная емкость для замешивания цементного раствора, наполненная водой. В этой емкости и обнаружили тело поэта.
Телесных повреждений, которые хоть в какой-то мере могли бы свидетельствовать о нанесении ударов, борьбе и самообороне, не было. Обстановка на месте происшествия свидетельствовала о том, что имела место, скорее всего, трагическая случайность: нетрезвый человек свалился в наполненную водой емкость и захлебнулся. О том же свидетельствовало и заключение судебно-медицинского эксперта.
А могли ли Бобоне "помочь" утонуть - скажем, те же самые "местные обормоты"? Гипотетически - да, но лишь гипотетически, поскольку объективно в пользу этой версии ничего не говорит. Молва людская сомневалась и в другом: воды в емкости той вроде не так уж много, как мог утонуть в ней здоровый мужчина? С молвой спорить трудно, она безлика. А вот когда то же самое порой говорят мне знакомые литераторы, я отвечаю примерно так: "А вам не приходилось видеть здорового мужчину, захлебнувшегося рвотными массами? Пьяного, конечно... Мне - приходилось".
Кто-то скажет: "А стоит ли говорить обо всем этом столь подробно?" Может, и не стоит. Но так достали уже все эти самодеятельные криминалисты, выдающие свои дилетантские изыскания за открывшуюся им, чуть ли Божьим промыслом, истину.
(Окончание следует)
Источник: газета "Коммуна" 97 (26313), 10.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014