Имя в искусстве
Я познакомился с Татьяной Евгеньевной Самойловой в дни ее 60-летнего юбилея в «Останкино». Тогда телевидение, вспомнившее о легенде кино, организовывало с ней какие-то съемки и интервью. Встретившись с любимой актрисой, я не мог пройти мимо и не сказать ей добрых и признательных слов. Завязался разговор. Она поделилась впечатлениями о Каннском фестивале, куда ее пригласили почетной гостьей. Рассказала Татьяна Евгеньевна и о своем самом первом фильме "Мексиканец", и, конечно же, о картине, ставшей классикой кинематографа, "Летят журавли"…
Владимир Межевитин
Выдающаяся актриса поразила меня своим добросердечием и благородством, естественностью и потрясающим обаянием. С ней хотелось общаться еще и еще. После нашей встречи возникло желание сделать большую передачу, посвященную ей, или фильм.
Но в начале 1995 года (после убийства Владислава Листьева) в "Останкино" начались "перемены", связанные с коммерциализацией. Сокращались редакции, закрывались творческие группы, программы. Перестройка коснулась всей жизни канала. Ни о каких художественных передачах не могло быть и речи.
Но все же материалы о Самойловой я продолжал собирать... Перечитывал их в преддверии 80-летия Татьяны Евгеньевны. А теперь вот, как оказалось, вдогонку ее улетающим журавлям, за которыми устремилась светлая душа восхитительной русской актрисы, которой рукоплескал когда-то весь мир.
Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли"
Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде. Ее отец, знаменитый актер Евгений Валерианович Самойлов, был известен многими своими работами на сцене и в кино, начиная с 30 – 40-х годов, такими как "Щорс", "Светлый путь", "В шесть часов вечера после войны", "Сердца четырех", "Адмирал Нахимов"... Мама Татьяны Самойловой, Зинаида Ильинична, окончив электромеханический институт, работала инженером.
В 1937-м вся семья (у Татьяны был еще брат Алексей), переехала в Москву. В школьные годы Самойлова занималась балетом, училась в балетной студии при Театре имени К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. Майя Плисецкая, отметив талантливую девочку, звала ее в балетную школу Большого театра, но Татьяна решила поступать в Театральное училище имени Б.Щукина. Во время учебы там, летом 1955 года, ее пригласили сниматься в фильме "Мексиканец". Картина стала удачным дебютом молодой актрисы в кино, но в то же время вызвала немало проблем в училище, где съемки и отъезды в киноэкспедиции студентам не разрешали.
Скандал в училище совпал с приглашением Самойловой в картину "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, которая станет легендарной, получив массу призов на самых разных фестивалях, в том числе и в Каннах. В 1957 году ее посмотрели почти 30 миллионов зрителей нашей страны и несколько миллионов за рубежом. Это был звездный час советского кинематографа 50-х годов, заявившего себя целым рядом картин-шедевров, среди которых были "Тихий Дон", "Судьба человека", "Баллада о солдате", "Карнавальная ночь", "Высота"...
Болезнь легких на какое-то время выбила актрису "из колеи". Но уже в 1960-м вышли две картины с ее участием - "Неотправленное письмо" (где она сыграла Таню) и "Леон Гаррос ищет друга" советско-французского производства, в котором Самойлова запомнилась ролью Наташи. До выдающейся советской экранизации "Анны Карениной", снятой в 1967 году, Татьяна Самойлова сыграет Соню в итальянском фильме "Они шли на Восток" знаменитого режиссера Де Сантиса. Западные журналы после него будут вновь пестреть ее фотографиями, словно бы предвосхищая грандиозный успех нашей кинопостановки Льва Толстого.
"Анну Каренину" режиссера Александра Зархи посмотрели за несколько месяцев более 40 миллионов зрителей. Актриса в ней предстала во всем блеске своего мастерства. Ей так убедительно удалось передать очарование своей героини, глубину внутреннего мира, драматизм судьбы, тончайшие движения души, зачастую неожиданные и противоречивые, что ее роль была признана многими специалистами кино лучшей среди всех исполнительниц киноверсий прославленного толстовского романа, которых в разных странах уже было около двадцати.
Надо сказать, что в творческой биографии Татьяны Евгеньевны были и замечательные роли на сцене Театра киноактера в пьесах А.Островского "Гроза" и "Тане" А.Арбузова.
В 1970-х Татьяна Самойлова блеснула в таких картинах, как "Длинная дорога в короткий день", "Океан", "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Позже снималась она редко, понимая, наверное, что предлагаемые ей сценарии не позволят подняться до уровня Вероники в "Летят журавли" или Анны Карениной, а работать в "проходных" картинах актриса не хотела. Навязывать же себя режиссерам, выпрашивая ту или иную роль, никогда не могла.
В конце 80-х - начале 90-х годов Великий советский кинематограф оказался в катастрофическом положении (как и вся страна). Картин снималось мало. Многие известные актеры оказались не у дел. Среди газетных материалов тех лет запомнились слова Татьяны Самойловой: "Конечно, я глубоко несчастная женщина. У меня нет ничего. Даже сына моего рядом нет, потому что мне кормить его нечем. Проблемы со всем - хлебом, сахаром, солью... И я в панике и растерянности. Время идет, а что мне делать - не знаю..."
Однако сразу после выхода этого интервью в свет про Самойлову внезапно вспомнили. Ее пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетной гостьи. Стали предлагать какую-то работу, упоминать в прессе. В одном из последних интервью она заявила: "Я прожила интересную и счастливую жизнь. Снималась у замечательных режиссеров. Объездила со своими картинами почти весь мир. Меня до сих пор узнают и любят. Я не могу обижаться на свою судьбу..."
Накануне ее 80-летнего юбилея несколько телевизионных каналов посвящали легендарной актрисе свои передачи. В одной из них ведущая спросила у Татьяны Евгеньевны, почему та не осталась на Западе после каннского триумфа. Самойлова с присущим ей достоинством ответила, что всегда была благодарна стране, в которой она получила образование, возможность сниматься в великолепных фильмах... Благодарна Родине, победившей в ужасной войне. Стране, подарившей жизнь не только нам, а может быть, и всему человечеству.
Пятого мая пришло скорбное известие о смерти любимой актрисы, сумевшей оставить след в отечественном и мировом кинематографе, в сердцах многих и многих зрителей, полюбивших ее сразу и навсегда.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 28 (2169), 09.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014