Школа журналистики | В каждой профессии есть свои секреты. В журналистике главный из них заключается в том, что журналист обязан всю жизнь учиться, быть компетентным и приносить людям пользу
Ирина Лазарева
Фото автора
«Журналист должен быть универсальным» – сколько раз слышала эту фразу на факультете. И знаете, не зря! Неделю в Школе расследовательской журналистики имени Юрия Щекочихина мы - ее участники - не только познавали секреты расследовательского мастерства, но и учились "выживать" в условиях холода и очередей в душевые кабинки.
В этот раз в школу приехали не только воронежские студенты, но и студенты из Курска и Саратова. Мы расположились в домиках неподалеку от музея Веневитинова, на турбазе ВГУ. Нам выдали по несколько одеял: по ночам в домиках холодно. А также приходилось то и дело "таскать" друг от друга обогреватели и жаловаться на погоду: "Эх, не удастся в этот раз искупаться в речке!"
Основная тема третьей Школы расследовательской журналистики имени Ю.П. Щекочихина - поиск источников информации и работа с ними. На вечере знакомств, который предшествовал главным встречам с матерыми журналистами, руководитель школы Андрей Золотухин отметил, что у студентов факультетов журналистики часто возникают проблемы с поиском источников информации: они не знают, куда обращаться и где ее брать. А в расследовательской журналистике источники нужны как никогда. Без них расследование и вовсе может не состояться.
Гостями школы стали и москвичи - криминальный журналист Сергей Канев и судебный репортер Вера Челищева из "Новой газеты", и воронежцы - криминальный репортер РИА "Воронеж" Оксана Грибкова, главный редактор "Коммерсант-Черноземье" Андрей Цветков и собственный корреспондент издания Всеволод Инютин.
У каждого из профессионалов была своя история, тем не менее, акцент на источниках информации делали все.
Как заставить расколоться?
Сергей Канев в печатную журналистику пришел с телевидения, когда понял, что на него возложена особая миссия.
- Общество меня послало узнать, как тратятся их деньги, - говорит он.
Криминальная журналистика началась для Сергея в 1993 году. За 20 с лишним лет работы его багаж источников стал огромным - это не только адвокаты, полицейские и министры, но и мошенники, жулики и воры "в законе". Как оказалось, и криминальные авторитеты играют не последнюю роль в расследовательском деле. По словам репортера, работать с такими источниками информации нужно аккуратно, ведь это не просто информаторы - у них всегда есть личный интерес.
- Трудно остаться независимым, - поясняет он. - Нужно найти баланс, который поможет вам сохранить источник и не "лечь" под него одновременно. Всегда помните о том, что у информатора есть своя выгода.
Сергей Канев добавил, что хорошо еще уметь работать с различными базами и архивами, - это кладезь ценной информации. Так, например, даже некоторые полицейские обращаются к Каневу, чтобы он "пробил" человека по своим каналам.
Сергей Канев дал аудитории несколько советов: нарабатывать источники, не сидеть в редакции, не стесняться учиться, работать независимо, но с компромиссами. Он сделал особый акцент на последнем: надо говорить не только с пострадавшими, но и обвиняемыми.
Один совет вытекает из другого. Во-первых, если вы независимый журналист, то вы обязаны выслушать человека-преступника, дать ему возможность оправдаться. А вдруг вы поймете, что он - невиновен? И такое бывает. Во-вторых, расследование не состоится, если у вас нет или недостаточно источников информации, а вы сидите в редакции. Новые связи, новые контакты просто жизненно важны настоящему репортеру. Ну и, наконец, если вы вдруг сочли, что вы все знаете и умеете, то журналистика для вас закрывается навсегда. В таком случае вы не стоите ничего.
Советы бывалых
Вера Челищева во многом поддерживает своего коллегу. Она говорит и про журналистскую объективность, и про необходимость непрерывного обучения. Однако, помимо этого, Вера дает очень ценный жизненный совет, без которого трудно представить жизнь настоящего судебного репортера.
- Готовьтесь к тому, что вам не скажут "спасибо", - наставляет она.
Работа судебного репортера обязывает журналиста интересоваться судьбой человека, оказавшегося на скамье подсудимых, посещать судебные процессы и сопоставлять множество разных документов. Документы и люди в судебных очерках и репортажах выступают основными источниками информации. А поддерживать отношения с источниками - адвокатами, героями публикаций, участниками процессов и другими - можно через социальную сеть.
Отличным посредником между вами и вашим источником, по мнению Оксаны Грибковой, может стать хорошая репутация, которую необходимо подтверждать каждый день. Если вы будете обладать безупречной репутацией, то источники потянутся к вам, они будут приносить вам "горячие" новости. Так, новость о том, как воронежец поменял условия договора и обманул банк, облетела всю Россию, а первой ее дала, как сообщает сама Оксана Грибкова, именно она. И этим Оксана обязана своему источнику - адвокату, который пришел к ней, а не к другому журналисту. Она уверена, что если журналисту не удается найти подход к человеку, то надо искать другого информатора.
А вот журналисты из "Коммерсанта" - первые, кто решил "расшевелить" студентов и заставить их не просто слушать, но и работать самим. Они раздали аудитории несколько текстов и попросили выписать источники информации из каждого текста. Они оказались разными: в первом тексте журналисты обращались преимущественно в пресс-службы и к экспертам (телефонные звонки), а во втором - использовали личные источники.
Всеволод Инютин уверен, что работа с источниками строится на следующих этапах: симпатия - доверие - польза - компетентность - уважение.
- Симпатия или антипатия рождаются сразу, после чего появляется или не появляется доверие, - продолжил собкор "Коммерсанта". - Если доверие все-таки возникает, то возникает вопрос: как его не потерять. А для этого журналист должен быть компетентным в тех вопросах, которые освещает, и приносить пользу.
Успеть за сутки
За день до отъезда нас поделили на две команды. Началась небольшая расследовательская игра. За сутки нам предстояло побывать в трех усадьбах - Веневитинова, Веневитиновых-Олениных, замке принцессы Ольденбургской - и понять, что их связывает с бутылкой артезианской воды под брендом знаменитой принцессы.
Любой расследовательский материал начинается с работы по открытым источникам. Мы только час смогли "посидеть" в Интернете и найти хотя бы какую-то информацию по усадьбам. Кое-что удалось сопоставить сразу - Ольденбургская после смерти Олениных купила усадьбу под охотничье угодье.
На открытых источниках дело не закончилось - надо было установить контакты с местными жителями в Рамони. Они рассказали нам про усадьбы, про их хозяев. Мы также побывали на артезианском источнике, расположенном неподалеку от старой заброшенной усадьбы Веневитиновых-Олениных. Однако, как оказалось, этот источник никакого отношения к воде, производимой на территории Рамонского района Воронежской области, не имеет. Впрочем, почему был создан бренд именно под таким названием, не ответили даже на самом заводе, который занимается производством этой воды.
В какой-то момент стало понятно, что расследование зашло в тупик. Но кто говорил, что расследовать - просто? Ответы на многие вопросы строились в основном на сопоставлении рассказов местных жителей и информации, которую удалось "выудить" из Интернета. Выводы получились схожи с действительностью. Тем не менее, назвать расследование завершенным нельзя - точка в деле еще не поставлена.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014