Фестиваль
В Рамони прошел праздник музыки под открытым небом
В этом году фестивалю «Усадьба Jazz» оказалось суждено пройти в четырех местах. Для его проведения неизменно выбираются старинные русские усадьбы. В Архангельском праздник состоялся уже в одиннадцатый раз. Еще в нем участвуют Санкт-Петербург, Екатеринбург. А теперь – и Воронеж. Точнее, расположившаяся по соседству с областным центром Рамонь, ее парковая зона перед дворцом Ольденбургских.
Виталий Черников
По парку первые посетители начали прогуливаться задолго до начала концертов. Любовались пейзажем, приобретали сувениры: открытки, игрушки, книги, расписные пряники. Радовала разнообразием и ресторанная зона, где можно было попробовать не только традиционные воронежские роллы и суши, но и варенье из шишек (уже через час, правда, повсюду образовались огромные очереди). Особым успехом пользовались пирожки из местной закусочной.
Вскоре на дорожке, ведущей к замку, появились живые статуи, а ветром стало доносить звуки саундчека.
В Рамони концерты шли на двух сценах. Малая называлась Jazz club, большая же, работавшая у входа во дворец, - "Аристократ". Судя по программке, которую нам раздавали, предполагалось, что выступления групп будут проходить, не пересекаясь по времени. На деле этот принцип соблюсти не всегда удавалось, и ничего удивительного в том, конечно, нет. Но даже во время выступления звезд на второй площадке толпился народ. Слушал, танцевал, подпевал.
Сцена Jazz club была на весь день отдана нашим землякам.
Лет семь назад сложно было представить себе, что однажды в Воронеже найдется несколько групп, способных достойно заполнить своей музыкой фестивальный день. Местным любителям джаза было знакомо главным образом творчество Игоря Файнбойма. И вот благодаря "Усадьбе Jazz" о себе заявило новое поколение. В числе участников фестиваля были и ученики воронежского пианиста. Коллектив его джазовой студии открывал программу.
- Студия существует при Дворце творчества детей и молодежи, - рассказал Игорь Файнбойм. - Также в концерте участвуют студенты недавно открытого эстрадно-джазового отделения музыкального училища. Мы вам покажем то, до чего успели "доехать" за короткое время. В студии занимаются в основном любители. Некоторые пришли учиться буквально с нуля. Сегодня мы сыграем общеизвестные джазовые стандарты. Важный элемент учебы - научиться играть джазовую классику. А дальше у каждого может быть своя дорога в музыке.
Быть может, очень скоро мы познакомимся с их собственными творениями. Тем более что ребята имели возможность познакомиться (если прежде не получалось) с воронежскими примерами, способными повлиять на их будущее. Сравнить свое видение джазовой и рок-н-ролльной классики с тем, как ее интерпретирует с маленькой помощью стиральной доски (совсем как в самой первом ансамбле Джона Леннона) группа "Мама Чолли". Не менее полезно оказалось послушать музицирующему юношеству, да и не только ему, квартет Марии Ковальчук или трио Happy55, прямо во время концерта ненавязчиво превратившееся в квартет.
Трио, кстати, выступало на "Усадьбе Jazz" лет семь назад и в память о том событии открыла свой рамонский концерт несколькими заветными вещами о русской безбрежности, сыгранными когда-то в Архангельском. Младшие коллеги должны воспринять это как намек. И, возможно, придя осенью на один из концертов "Джазовой провинции", мы увидим из зала знакомые лица. Но играть эти молодые люди будут что-то свое, самобытное. А что, если они еще покажут себя и на следующей рамонской "Усадьбе Jazz"?
Молодые воронежские музыканты на фестивальной сцене. Фото Михаила Квасова
Не знаю, все ли рамонцы заметили фестиваль - музыкальные предпочтения у большинства-то пока совсем другие - чем россиян потчует телевизор, то и едят. Возможно ли исправить положение?
Конечно, иногородних было среди зрителей больше, чем местных, но и последних можно было опознать среди прогуливавшихся в парке, среди сидевших возле сцены. Неважно, все ли нашли деньги на билет или кто-то попал на праздник благодаря умению правильно ориентироваться на местности. Программа "Усадьбы Jazz" сформирована без какого-либо эстетского высокомерия, и чувствовалось по атмосфере, что фестиваль как-то сразу прижился на этой земле. На территории - при всех славных исторических эпизодах, случавшихся здесь, - обычного райцентра.
Почва для развития вкуса к хорошей музыке и цивилизованному отдыху была подготовлена вечерними концертами, проходящими у замка Ольденбургских в рамках Платоновского фестиваля. Года четыре назад мне довелось пройтись по рамонскому парку, теперь ставшему на сутки территорией "Усадьбы Jazz". "Живописный упадок" - так можно было охарактеризовать состояние этого места.
- А теперь - словно рамонцы перевезли к себе участок Петергофа, - делился впечатлениями встреченный в парке знакомый.- Интересно: как эта местность выглядела в конце девятнадцатого века? Наверняка, многое разрушено в двадцатом безвозвратно…
Игорю Файнбойму была доверена честь открыть программу и сцены "Аристократ". Здесь он представил свой проект Midnight Jazz Orchestra. В конце выступления к музыкантам присоединилась хорошо известная воронежским любителям музыки певица Карина Кожевникова.
А вот про израильский джаз мы знаем мало, и выступление трио пианиста Омера Кляйна (для него эта поездка в Россию - первая) оказалось ценно тем, что познакомило нас с одной из важных граней музыки той страны. Трио с обаятельными улыбками производит музыку, хорошо выдержанную, интеллигентную, что называется, "сбалансированную". Еврейская нота в ней выглядит упакованной в приятную глазу (слуху) "коробочку". Обаятельно и то, что делает квартет Николая Моисеенко, Эвана Мариэна, Дэна Хокинса и Антона Хабибулина, - при том, что эти четверо менее "последовательны": на концерте их лихо мотало по стилям и континентам, впрочем, также без экстремизма.
Многие слушатели пришли на фестиваль всей семьей, с тещей и малыми детьми: интересно было наблюдать, как вдумчиво реагируют малыши в коляске, на звуки, которые не только на воронежских просторах, но и из российского телевизора услышишь нечасто. Кому-то так понравилось, что он погрузился в сладкий сон в разгар экстатического барабанного соло.
Кто знает, может, на рамонском воздухе в том или ином ребенке пробудился новый Колтрейн. А может, Зорн. Или Зорников.
Нино Катамадзе. Фото Михаила Квасова
Главная звезда и талисман "Усадьбы Jazz", певица Нино Катамадзе возникла на сцене с венком на голове в десятом часу вечера.
- Как красиво! - воскликнула она, любуясь закатом и людьми, готовыми внимать ей при последних лучах солнца. В середине своего выступления, прямо перед очередным припевом, она спустилась к своим слушателям, чтобы петь вместе с ними.
Нино Катамадзе таким выступлениям под открытым небом придает особое значение. "Здесь зритель особенный. И атмосфера", - признается она.
Кстати, помимо постоянного состава - группы Insight, в Рамони ей подыгрывали скрипачи из Воронежа. Их певица называла не иначе как "мои прекрасные струнные души". Когда казалось, что эйфория публики достигла максимума, к ним присоединился и кое-кто из игравших парой часов раньше - например, саксофонист и клавишник Николай Моисеенко.
Источник: газета "Коммуна" 94 (26310), 03.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014