 |
03.07.14
Судьба и книга. Сельский Гамлет
Александр Нестругин Петропавловский район, Воронежская область
(Продолжение. Начало в NN91-93)
И кто бы и как бы ни читал стихи Юрия, в них всегда слышался голос автора, живой и сильный. Он очень многое мог рассказать о поэте. Как это стихотворение с незатейливым названием «Песня»: А всего-то- навсего и было: Поле, повилика по стерне… Но с какой таинственною силой Это все откликнулось во мне! Пахло летом. Рощица белела. Солнце утверждало в небе власть. Песня, что рвалась душой из тела, В марево куда-то унеслась. Где ж ты, песня, раньше-то таилась? Сколько зим? И сколько долгих лет? Ведь всего-то - навсего и было: Поле... Повилика по стерне... Слушая, как читают стихи Юрия Бобони земляки, я снова думал о том, как часто внешнее, привычный ряд бьющих по глазам картинок-событий, не дает нам увидеть в человеке подлинное, глубинное, сокровенно-потаенное. Вот и Юрий – уже взрослый, с его хмельными "заходами" - оставался, в сущности, обделенным теплом мальчишкой-полусиротой - и в то же время романтиком, по-деревенски стеснительным и угловатым. И если мне решительно не спится - Я, мир земной добром благословя, Мечтаю не ловить в кустах синицу, А в вышине небесной - журавля. И так заснешь. И полетишь. И ловишь. Но как короток этот сладкий час!.. Проснусь и недовольно хмурю брови, И одеяло падает с плеча. Полет окончен. Опустела койка. Что там журавль! Синицей будешь сыт... А рядом разметался друг мой Колька. Везет же парню! Он еще летит... Не зря же и Владимиру Гордейчеву Бобоня таким вот увиделся: "Высоколобый, широкоротый парень, прямо, не без вызова глядящий в лицо собеседнику. Как потом выяснилось, манера глядеть подчеркнуто дерзко прикрывала смущение, великую неуверенность в себе".
Обложка книги Юрия Бобони "Улица"
Да, порой встречается и такое редкое соседство: дерзкий взгляд - и стеснительность. Хмельная безудержная удаль-дурь - и способность чувствовать чужую боль, сострадать ей. Детская обделенность теплом не всегда выстужает, выхолаживает взрослеющее сердце, нередко происходит как раз наоборот. Вот как, в художественном преломлении, отображено все это в стихотворении "Няня": Лампы мертвенный глянец На панелях блестит. И слагаю я: - Ня-ня! И отрывисто: - Пить! К зову жажды и боли Няня немо идет. Этой няне всего лишь Восемнадцатый год. А на столике тихом Нянин адовый труд - Ей приходится с лихом Поступать в институт. Ах ты, девочка-няня, Ах ты, девочка-мать!.. Тут и бога помянешь, Лишь бы не умирать, Лишь бы выжить до света, Не заплакать со зла, Лишь бы трудности эти Ты осилить смогла!.. Видишь, я уж не радый, Что вода, как беда... Слышишь, няня, не надо Торопиться сюда! Разделить здесь лирического героя и автора трудно, если вообще возможно. Юрий Бобоня долгие годы боролся с тяжелым недугом, перенес операцию на легких, и, понятное дело, больничные реалии знал не понаслышке. "Девочка-няня" пришла в его стихи не из лирического тумана, а из горьких будней, и он сразу угадал в ней душу родственную, судьбу нелегкую. Так он и жил - преодолевая боль, жалея других и не позволяя жалеть себя. На людях - забубенная головушка, весельчак, не лезущий за словом в карман, о таких говорят: язык что бритва. На сцене сельского клуба - и баянист, и певун, и даже... Гамлет! Играю Гамлета. Офелию - доярка. Суфлера нет. Мы помним наизусть Свои слова и каждую ремарку. А что бледны костюмы - это пусть! О, сельский Гамлет! Что с тобою будет? Двадцатый век - не средние века... Должно быть, завтра засудачат люди: - Вчера сыграл завклубом дурака! Но: "Быть или не быть?" - с собою спорю И слышу (я не вижу в зале лиц) Мужской восторг: - Дает, ядрена корень! И женский, как отчаяние: - Цыц! ("Сельский Гамлет") А дома, каким он был дома, среди родных и близких? Мать любил и жалел, посвятил ей много теплых благодарных строк: "А мама, как воздух, - дыши и дыши!.." С нежностью относился к дочери, рассказывал ей разные веселые истории, стихи писал: - Гуси-гуси! - Га-га-га! - Дождик будет? - А-га-га! - Как узнали вы про это? - Из га-га-га-га-га-зеты! - Где газета та выходит? - Вроде, в ого-го-го-роде! ("Голос лета") Когда семья распалась (жену, Клавдию Васильевну, Юрий в этом не винил, да и не мог винить), своей холостяцкой жизнью кочевого культработника, районного газетчика, а в иные годы и сидельца от нее не отгородился. Дочь, Лидия Назаренко, хранит несколько открыток, полученных от отца
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" 94 (26310), 03.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014
|