А теперь – дискотека!
В рамках музыкальной программы фестиваля Воронежской государственной академии искусств «Открыто!» состоялся концерт группы "Новые композиторы".
Ярослав Дубровских
Основали ее в 1983 году ленинградцы Валерий Алахов и Игорь Веричев. Коллектив, играющий в жанре электронной музыки, сотрудничал в разное время с Сергеем Курехиным, Тимуром Новиковым, Брайаном Ино, Фрэнком Заппой и другими музыкантами и художниками первой величины.
"Новые композиторы" соединили, казалось бы, совершенно противоположные вещи: устремленность к имперскому стилю (в стенах бывшего Дома офицеров это было более чем уместно) и клубную танцевальную культуру, которая, как считается, является абсолютно космополитичной.
Этот синтез не смотрелся как кич или насмешка. Видимо, их музыка иллюстрирует тот посыл, что назревал в течение XX века - на соединение архаики, некоего "нового средневековья" с возможностями современной техники - музыкальной, художественной, да и, чего греха таить, военной.
Уже русские футуристы придавали большое значение народным напевам, заговорам и стремились не в рационализированное будущее счетных машин и компьютеров, а в открытые пространства степей. Недаром первое свое объединение они называли "Гилея" в честь славного скифского племени.
В первом отделении концерта мы наблюдали продолжение этой традиции.
Валерий Алахов перед исполнением модернизированных (в хорошем смысле этого слова) песен из советских кинофильмов отмечал достоинства советской музыки, ее непреходящее значение как в эстетическом отношении, так и мировоззренческом. Он всячески предостерегал от того, чтобы слушатели расценивали это как игру. Для "Новых композиторов" обращение к данному пласту культуры является частью серьезного цивилизационного проекта. Как отмечал Алахов, в его юности эта культура была сращена с мощным бюрократическим аппаратом, с пошлостью, окружавшей его поколение.
Теперь этого аппарата идеологии нет, но культура осталась. И ее можно рассматривать и оценивать в отрыве от идеологических напластований.
В свое время молодые люди из Ленинграда, в том числе и будущие "Новые композиторы" и "Новые художники", которые мыслили себя вне сложившихся стандартов, назвали свое объединение "Обществом друзей Маяковского". Многим недальновидным людям казалось, что Маяковский - воплощение одиозности, этакий "железобетонный таран".
Но молодые люди ощущали: образ поэта искажен и требуется большая работа по восстановлению того культурного пространства, в котором развивался русский футуризм в целом и творчество Маяковского в частности.
Думаю, и современная молодежь не является настолько глупой, чтобы не разглядеть в освистанной советской культуре, помимо возможности для соцарта, и возможности для подлинной, современной, массовой, но не пошлой, культуры.
Второе отделение концерта показало, что выдвинутый в свое время Тимуром Новиковым лозунг "А теперь - дискотека!" остается актуальным. У нас были сомнения, насколько было уместным выступление "Новых композиторов" в зале, приспособленном совсем для иных целей, но, как оказалось, слушатели могли ощутить, что музыка, исполняемая музыкантами, предназначена не только для слуха, но и для тела. Концерт перешел в хорошую дискотеку. Никто не остался в стороне. Этого и добивались наши ленинградские гости.
Мы думаем, что реакция воронежцев соответствовала их представлению о том, что они исполняли и том, что они будут исполнять в будущем. Второе отделение доказало, что танцы - не помеха для развития хорошего вкуса.
Про бабушку Ларису и маму-самолет
Мультфильмы - и для детей, и для взрослых - малоизвестных российских анимационных студий показали воронежцам организаторы просветительского проекта "Про мультфильмы".
Анастасия Бырка
Показ состоялся 20-21 июня в рамках фестиваля Воронежской академии искусств "Открыто!", в здании бывшего Дома офицеров (оно же в прошлом - Мариинская гимназия), которое теперь является корпусом академии.
Корреспондент "Коммуны" побывала на детском показе.
На белом полотне-экране - автобиографичная история-посвящение бабушке Ларисе Федотьевой от ее внучек-близнецов "Лариса умеет летать". Режиссеры мультфильма - 24-летние сестры Лиза и Полина Манохины. Все начинается с того, что зрительскому взору представляют бабушку - высокую стройную женщину без единой седой волосинки на голове.
"Ну какая ж она бабушка?" - подумали сидящие в новых стенах академии искусств дети с их мамами и папами.
Того же мнения и молодые режиссеры.
Детский голос за кадром отмечает, что на бабушку она совсем не похожа, поэтому внучки называют ее просто - Лариса.
А вот и "Сто птиц" (режиссер - Мария Степанова) - о юноше-скрипаче Манолисе, который своей музыкой спас заточенную в башне Екатерину.
Весьма порадовала присутствовавших в зале детей мультипликационная лента студии "Пчела" "Моя мама - самолет" (режиссер - Юлия Аронова, стихи - Саша Нучин). Об этом сказали сами дети. Но не вслух. По эмоциям на их лицах - и десяти-, и четырехлетних - было видно, что кем бы ни была по профессии мама, она - самый лучший в мире "самолет", который вовремя прилетит и унесет с собой - показывать все самое захватывающее и неизведанное.
Фрагмент мультфильма "Лариса умеет летать"
Большинство мультфильмов были предоставлены студией "Пчела".
По словам автора проекта, журналиста газеты "Время культуры" Евгении Глуховцевой, "в программе - лучшие детские и взрослые работы Суздальского анимационного фестиваля, работа мэтра российской анимации Ивана Максимова, мультфильмы студий "Шар", "Мастер-фильм" и "Пчела".
- Эти и многие другие студии создают интересные мультипликационные работы, которые преимущественно показываются на фестивалях и почти не демонстрируются в кинотеатрах и по телевидению, а многих из них нет и в Интернете, и в этом проблема, - добавила Евгения Глуховцева.
О чем рассказала кукла
Выставка винтажных игрушек "Путешествие в детство" была организована не так давно в стенах детского отделения Воронежской библиотеки семейного чтения N9 имени Анатолия Жигулина.
Василий Черноусов
У кого-то из их бывших хозяев уже свои дети выросли. И у их детей будут совсем другие игрушки. Кто-то из взрослых посетителей библиотеки, заглянув в ее детское отделение, вспомнит, что и у него были такие же игрушки и куклы в детстве. Иным экспонатам лет по 30, а может, и больше. И с каждым почти наверняка связана какая-нибудь трогательная история.
В 1970-1990-е годы выпускались они многочисленными фабриками игрушек Советского Союза, а затем и Российской Федерации: например, Московской фабрикой "Кругозор", Фабрикой имени 8 Марта, Горьковской фабрикой игрушек, "Ленигрушкой"...
Попали сюда и гости из других стран, которые, конечно же, вызывали у их воронежских владельцев, когда те были маленькими, особенный интерес. Часть экспозиции - куклы и медведи, производившиеся в ГДР.
Экспонаты выставки привлекают и детей, и взрослых
С попавшими в Воронежскую библиотеку семейного чтения имени Анатолия Жигулина куклами девочки могут играть, причесывать и переодевать их. И, как обещают организаторы, на этой выставке можно сфотографироваться с понравившейся на память. А самым маленьким посетителям показывают маленькие представления с использованием этих игрушек.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 27 (2168), 02.07.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014