Это по-хорошему наивный спектакль. Но наивность его не от глупости (хотя безмерный цинизм нашего времени, скорее всего, сочтет героев именно глупыми), а оттого, что люди в отчаянии своей жизни не хотят замечать ее двусмысленности. Безмерная нищета не дает им права ни на что, кроме богатства чувств. И это удерживает их на краю бездны.
Людмила Романова,
Роман этот вполне тюзовский, если понимать под данным термином "воспитание чувств". Ведь первые создатели детских театров – Наталия Сац и Александр Брянцев - во главу угла ставили именно воспитание чувств, и не их вина, что ТЮЗы стали проповедниками идеологии господствующего строя. "Бедные люди" написаны в самом начале творческого пути автора - он еще не был свободен от влияния сентиментализма и романтизма. Горько-надрывное, исступленно-страстное у Достоевского впереди и уже не совсем подходит для нежного возраста. А "Бедные люди" - в самый раз. Поэтому стоит поблагодарить режиссера Александра Сидоренко прежде всего за выбор. Но и в спектакле многое удалось. Сам постановщик играет Макара Девушкина - сорокасемилетнего чиновника, бедней бедного, но проникшегося любовью и сочувствием к обиженной злыми людьми девушке Вареньке Доброселовой (Екатерина Пухначева). Любовь эта вполне рыцарственна, несмотря на насмешки и подозрения окружающих. У Девушкина никогда не было семьи, и Варенька ему как дочь, ибо не может же быть, чтобы у человека не было никаких привязанностей! Оба исполнителя трогательны без сентиментальности, искренни и естественны. Их эпистолярный роман полон нежности, заботы друг о друге и юмора, которым они стараются заглушить отчаянность своего положения. Чтобы помочь Вареньке материально, Девушкин взял жалованье за полгода вперед, а ту так и стережет хищница Анна Федоровна, подославшая к ней Быкова и ждущая, когда добыча попадет к ней в руки. У Быкова, правда, хватило ума разобраться, кто есть кто: убедившись в честности и наивности Вареньки, он все-таки решает жениться на ней. Радуется Варенька, что доброе имя ее восстановлено, а того не ведает, как горек ей будет мужнин хлеб. Но мы-то по множеству произведений русских писателей это знаем. И угаснет в тоске Макар Девушкин, у которого отняли любимую отраду его жизни… Всех остальных персонажей, упоминаемых в романе, играет один актер - Василий Марков. Нагрузка, с которой он блестяще справляется. Естественно, углубляться в подробности характера в этом калейдоскопе действующих лиц он не может, поэтому дает образ штрихами, одной-двумя деталями. Но - исключительно точными. Тут и ворчливая, но добрая Федора, делящая с Варенькой кров, оберегающая ее от свалившихся неприятностей, тут и студент Покровский, короткая жизнь которого не дала в полную силу развернуться его любви к Вареньке. Тут и неприятный Быков, способный все-таки отличить "сокола от цапли" (выражение Гамлета). Но есть у Маркова и еще одна функция, которую затруднительно определить, но без нее спектакль не был бы столь значительным. Время от времени он по-брехтовски выходит из образа, чтобы произнести то ли комментарий самого писателя, то ли выразить взгляд современного читателя. И это придает спектаклю масштаб и глубину. В спектакле нет длиннот, он нигде не "провисает", за действием следишь с неослабевающим интересом. На мой взгляд, излишня сцена, когда Вареньку как будто закружил надвигающийся свадебный вихрь. Нет, дом терпимости ей теперь не грозит, но и семейное счастье вряд ли будет полным. Но доброе имя важнее всего. Удивительна у Достоевского эта гордость "маленьких" людей, которые так пекутся о сохранении своего достоинства. Вот и еще один урок нравственности для нынешних молодых, так ненавязчиво преподнесенный.
Источник: газета "Коммуна" 92 (26308), 28.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"