Театр
В эти июньские дни играет дипломные спектакли четвертый, выпускной, курс Воронежской академии искусств, руководимый профессором Виолеттой Владимировной Тополага. Это ее юбилейный, десятый, выпуск за сорок лет работы в нашем городе.
Людмила Романова,
театровед
- Как раз вот в такой же июньский день я приехала в Воронеж, - вспоминает Виолетта Владимировна. – Встретил меня Евгений Федорович Слепых, декан театрального факультета с ключами от квартиры, где жили мои наставники, создатели Воронежского института искусств Ольга Ивановна Старостина и Борис Григорьевич Кульнев. Они закончили работу здесь и уезжали в родную Москву. Когда-то подобным же образом они создавали Дальневосточный институт искусств, который я оканчивала. На столе я обнаружила письмо от Бориса Григорьевича и тысячу рублей - большие деньги в то время. Учитывая, что я приехала с двумя сыновьями, это было очень даже не лишне. Так началась моя работа в Воронеже.
Если взять в среднем число учащихся на курсе - 20 человек, то получается, что за эти годы Тополага подготовила около 800 актеров. Не все, конечно, остались в профессии, особенно из тех, что заканчивали в последние годы, но среди выпускников есть и народные артисты РФ, и заслуженные. В нашем городе звание Заслуженного артиста РФ носят ее ученики Юрий Овчинников и Наталья Шевченко, в Петербурге - Александр Чевычелов. Алла Одинг, артистка Петербургского Молодежного театра получила орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Председателем Государственной аттестационной комиссии в нынешнем году стала тоже ученица Виолетты Владимировны Марина Рудакова, народная артистка РФ, все годы после выпуска работающая в Белгородском академическом театре драмы имени М.Щепкина.
Кирилл Анохин и Олеся Матвеева в спектакле "Поздняя любовь". Фото Александра Щукина
Виолетта Владимировна - глубокий и убежденный сторонник системы К.С.Станиславского, особенно сейчас, когда система подвергается нападкам со стороны рьяных "новаторов". Она уверена, что никакой театр - условный, пластический, абсурда - невозможен без основ школы.
Сначала возведи фундамент, а потом строй дом. Внешние средства выразительности без опоры на внутреннее состояние могут привести к нажиму, наигрышу - и прощай глубина образа! Самый убедительный театр, по ее мнению, это театр психологический. Самый выдающийся спектакль, который она видела, - "Вишневый сад" в постановке Питера Брука, также поборника системы К.С.Станиславского. Из ныне действующих режиссеров самый любимый - Лев Додин.
В выборе репертуара для дипломных спектаклей Тополага всегда проявляет тонкий вкус, случайных авторов тут быть не может. Несколько раз обращалась она к творчеству Александра Вампилова, справедливо считая его самым значительным из советских драматургов. В предыдущий выпуск это была пьеса "Прошлым летом в Чулимске", где, на мой взгляд, я увидела лучшую Валентину - Олесю Голицыну, сейчас это "Утиная охота" (режиссер-педагог Эдуард Болотов). Кирилл Анохин, исполнитель главной роли Виктора Зилова, сыграл скорее юношеский романтический бунт, чем социальную драму, но сделал это азартно и темпераментно.
Появление забытой пьесы Алексея Арбузова "Годы странствий" также не случайно. Наивность советских пьес у некоторых сейчас вызывает умиление, а у некоторых - издевательский смех. Выпускникам же показалось интересным проникнуться мировоззрением тех людей, постараться понять их, передать дух времени.
Великий русский драматург Александр Николаевич Островский присутствует в дипломных спектаклях ежегодно. Где, как не в его пьесах, можно создавать настоящие характеры, "вкусно" произносить замечательный текст. На этот раз Тополага выбрала "Позднюю любовь", где в образе Людмилы Островский впервые решил показать женщину, способную на самопожертвование ради любимого человека. Обычно Людмилу играют как жертву.
Олеся Матвеева мила и привлекательна внешне (ничего похожего на старую деву), но гораздо ценнее ее внутренняя красота, тот свет, который несут в себе лучшие героини А.Н.Островского.
В этом спектакле вообще много свежести и непосредственности. Купается в роли разбитной вдовы Лебедкиной эффектная Екатерина Демидова, наивничает Дмитрий Немонтов (очень смешной Дормидонт), убедительно реалистична Татьяна Артемьева в роли хозяйки Шабловой.
Из западной драматургии выбрана пьеса американского автора Л.Герша "Эти свободные бабочки" - немного сентиментальная, но милая история слепого юноши, пытающегося найти самостоятельную дорогу в жизни (режиссер-педагог Александр Щукин). Спектакль камерный, где прекрасно работают Антон Веклич (Дональд), Елена Белозерова (Джил) и Олеся Матвеева (мать Дональда). Ребятам удалось, не впадая в слезливость, тонко и точно прочертить линию взаимоотношений героев.
Сцена из спектакля "Саня, Ваня, с ними Римас". Фото Александра Щукина
Но самое большое впечатление остается от спектакля "Саня, Ваня, с ними Римас" по пьесе В.Гуркина, которого широкий зритель знает по фильму "Любовь и голуби". Это настоящая народная драма, действие которой охватывает войну и послевоенное лихолетье. Ребята очень достоверны в ролях деревенских жителей, а самое главное - в работе много боли за страну, сострадания к непростым судьбам героев.
Здесь хочется перечислить всех: и Юлию Кузнецову (Софья), и Татьяну Артемьеву (Анна), и Екатерину Демидову (Женя), и Олега Дябина (Петр), и Антона Веклича (Римас), и пару - Олеся Матвеева (Саня) и Иван Баринов (Ваня), чью трагическую любовь ребята так целомудренно разыграли.
- Виолетта Владимировна, а почему предпочтение отдается в основном пьесам реалистически бытовым? Ни разу не видела я ни одной стихотворной пьесы Мольера, Шекспира, водевилей, наконец? Про мюзиклы уж молчу.
- Представляете, как подобное сложно? Это с первого курса надо нацеливать преподавателей сцендвижения, танца, сценической речи на такого автора. Попытки, конечно, делались - и водевили пробовали, и мюзиклы были - у меня "Кабаре", "Давным-давно", Владимир Бугров ставил "Мою прекрасную леди" - так на него работал весь музыкальный факультет. А результат не слишком впечатлял.
- Ну а так называемая "новая драма"?
- Уж очень тяжелое от нее впечатление. Берем иногда, что поприличнее. Мне вот как драматург нравится Ярослава Пулинович, я даже было начала одну ее пьесу. Но там героинаркоманы, не буду же подталкивать студентов пробовать наркотики для убедительности. И потом, герои этих пьес - какие-то они одноклеточные, зацепиться не за что. Не интересны как личности. Впрочем, может, я их не понимаю.
Двое сыновей Тополаги - актеры, Константин - Заслуженный артист РФ, внуки - Арсений и Анастасия - тоже выбрали эту профессию. Налицо целая театральная династия.
…Вновь наступит 1 сентября, и в аудиторию к Виолетте Владимировне придут новые студенты. Работа, а значит, жизнь, продолжается.
Источник: газета "Коммуна" 91 (26307), 27.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014