Дневник Международного Платоновского фестиваля
Завершающим концертом академической программы стало выступление молодой скрипачки из Великобритании Алины Ибрагимовой Мы еще раз смогли убедиться, насколько сильна российская музыкальная школа в мире. Девочка родом из-под Екатеринбурга училась сначала в Москве, затем в Лондоне, сегодня – музыкант с мировым именем.
Анна ШАЛАГИНА
Алина хорошо говорит по-русски, что в равной мере удивляет и радует. С одиннадцати лет она живет в Лондоне, куда переехала семья после того, как отец, известный контрабасист Ринат Ибрагимов был приглашен в Ковентгарденский оркестр на пост первого контрабаса. В Англии училась в школе Иегуди Менухина и в Лондонском королевском колледже музыки.
Алина Ибрагимова
В 2009 году Ибрагимова получает награду Classical BRIT Awards как «Лучший молодой исполнитель», а в 2010 году становится и самым молодым лауреатом Премии Эмили Андерсон Королевского филармонического общества. Затем имя Алины Ибрагимовой не сходит с концертных афиш - она выступала с лучшими оркестрами, среди которых Лондонский симфонический, оркестр Би-Би-Си, Оркестр Берлинского Концертхауса, Симфонический оркестр Штутгартского радио.
Она любит приезжать в Россию - не раз ее приглашал на свои фестивали Валерий Гергиев. По ее словам, часто вспоминает "свое раннее детство, русскую глубинку - то, что навсегда осталось в душе".
В этот раз в России оказалась с легкой руки Гидона Кремера, который еще после Первого Платоновского фестиваля подал его устроителям идею пригласить Алину Ибрагимову как одного из наиболее ярких музыкантов.
Репертуар молодой скрипачки огромен. Она играет разную музыку, и старинную, и авангард. Записала диски с произведениями Шимановского, Прокофьева, Рославца, совсем недавно - Хартмана, Изаи. В ближайших планах - записать шесть дисков с сонатами Моцарта.
В исполнении Алины Ибрагимовой и Воронежского академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера оркестра, народного артиста России Владимира Вербицкого прозвучал Скрипичный концерт Яна Сибелиуса. Произведение сложное, требующее от скрипача большой технической оснащенности, романтической свободы, точности и тонкости интонирования, а от оркестра - способности к мгновенным переключениям звуковых эффектов, к утонченной игре скандинавскими красками "белым по белому" - этот концерт прозвучал величественно, с северной строгостью и непосредственной эмоциональностью. Не случайно концерт Сибелиуса стал столь популярен: его национально-финский колорит оркестровой партии и невероятно красивая музыка у скрипки сделали его таковым - и все эти его свойства были достигнуты на новой высоте в прекрасном дуэте Алины Ибрагимовой и воронежского оркестра.
- Оркестр не должен просто "аккомпанировать", а я - просто "солировать", - убеждена Алина. - Всегда нужно стремиться к ансамблю. А чтобы научиться искусству ансамбля, надо много играть камерной музыки. Именно так рождается общительность, особая реакция музыкантов.
После Сибелиуса публика настолько прониклась духом северной музыки и мастерством исполнителей, что долго не отпускала солистку.
- Я редко играю на бис, - сказала она на пресс-конференции.- Ведь в любой программе есть свой смысл. Не хотелось бы его ломать.
Но в этот раз она изменила своей привычке ограничиваться только тем, что стоит в программе - и после Сибелиуса прозвучала еще Третья соната solo Изаи, которую называют еще "Балладой". Когда-то Эжен Изаи посвятил эту музыку выдающемуся скрипачу-виртуозу Джордже Энеску - и с тех пор она живет только в наиболее совершенных формах исполнительства. Логика в построении концерта от такого "дополнения", конечно, ничуть не пострадала.
Вся программа целиком была отдана музыке ХХ века. Концерт Сибелиуса - 1903 год создания, романтическая Соната Изаи - 1923-й, и затем звучали сочинения Антона Веберна, Арнольда Шенберга и Альбана Берга - программа второго отделения была обозначена как "Три лика Нововенской школы". И вот тут музыка заговорила совсем на другом языке. Здесь можно было услышать действительно три разных "лика" нововенцев, которые успешно воплощал в звуках Воронежский академический симфонический оркестр, на этот раз под управлением Игоря Вербицкого. Причем программа была построена таким образом, что можно было проследить путь усложнения и формирования этой новой музыки.
Известно, что музыку нововенцев привычно маркируют как экспрессионизм, несущий с собой трагизм мироощущения и еще то, чем, собственно, и объясняют ее революционно-реформаторский смысл - это додекафонную технику. Между тем новая техника не сразу вышла в свет - лишь в 20-е годы. Сочинения же, прозвучавшие в концерте, были написаны раньше, и их родословная напрямую связана с романтическими австро-немецкими традициями.
Когда зазвучала "Пассакалия" Веберна - первенец композитора, то невольно вспомнился финал Четвертой симфонии Брамса: та же строгость формы, та же насыщенность богатыми оркестровыми красками. Это раннее сочинение Веберна 1908 года находится еще в рамках тональности, усложненной, до предела расширенной, но еще нет в нем отказа от мощной организующей системы.
Этап атональности демонстрировали пьесы Шенберга, созданные в 1909-м. Перед дирижером стояла сложная задача - достичь особой информационной плотности музыкального потока, такой свободы, где постоянно меняются темпы, где музыка - прихотлива и изменчива. В чисто экспрессионистической манере оркестр достигал крайностей звучания, сменяя стремительный порыв на едва слышную тишину, а временами погружаясь в особый слой размышлений и философской глубины.
Берг, которого относят к наиболее радикальной ветви австро-немецкого экспрессионизма, был представлен одной из Трех пьес для оркестра ор.6. В момент их создания -19141915 годы - композитор находился в преддверии мировой славы. И то новое, что было в этой музыке - "снижение" жанра, гротеск вместо романтической поэтизации - дало возможность оркестру воплотить иную личину зла через пародийное, страшное звучание Марша.
В общем, концерт развернул музыкальную программу фестиваля еще на один градус в сторону современности. Правда, сама современная музыка на фестивале стала сродни некоему фантому. Видением из прошлого.
Если оглянуться на стремительно промчавшиеся, переполненные событиями, десять фестивальных дней и сфокусировать всю музыкальную программу Платоновского фестиваля, то в такой еще совсем близкой и живой ретроспективе легко читается хронограф прозвучавшей музыки.
Высших точек современности, как видим, достигли Пуленк, нововенцы, Стравинский, Дебюсси и Равель - все произведения, исполнявшиеся на фестивале, были созданы этими композиторами не позже 1930-х годов, а в большинстве и не позже 1920-х. Мы привычно считаем современной музыкой все, что дал нам ХХ век. Но ни музыканты, ни слушатели, жившие и творившие в ХХ веке, не считали "современной" музыку века ХIХ. Столь велик был перелом столетий. Сегодня же мы видим, что музыка нашего столетия и даже конца ХХ века еще не перешла рубикон восприятия: для многих не только слушателей - для многих исполнителей она остается лишь в ранге непроверенных опытов, далеких от беспроигрышных шедевров.
Тем не менее, современности от ХХI века на Платоновском фестивале было предостаточно. Она сконцентрировалась на спектаклях и уличных представлениях, в новом разделе "Музыка мира".
"Мы рассчитываем на то, что слушатели будут расширять свои представления об искусстве. Не только удовлетворять свои ожидания, но и развиваться" - так обозначил задачу фестиваля его директор Михаил Бычков.
Жаль только, что академическая музыкальная программа, во всяком случае, основная ее часть, так и осталась в прекрасном классико-романтическом "далеком".
Источник: газета "Коммуна" 85-86 (26301-26302), 19.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014