Дневник Международного Платоновского фестиваля
Два очень разных спектакля, показанных один за другим в Воронежском концертном зале, для автора этой статьи неожиданно срифмовались
Виталий Черников
- Дыхание – то, что нас объединяет. Мы все дышим, - сказал на пресс-конференции Крис Эванс, один из актеров британской компании «Гекко», которые благодаря Международному театральному фестивалю имени А.П.Чехова показали в Воронеже свой спектакль "Вспоминая утраченное".
Едва стихли овации в Большом зале, многие зрители поспешили в Малый: там через несколько минут началась "Митина любовь" московского Гоголь-центра по рассказу Ивана Бунина.
Оба спектакля - про тот миг, когда дыхание прерывается.
"Вспоминая утраченное". Фото Михаила Квасова
В аннотации к "Вспоминая утраченное" из буклетика, выпущенного накануне начала Платоновского фестиваля, сообщалось: "несколько фраз, звучащих на разных языках, не требуют перевода". Все же таких фраз больше, чем "несколько", и какие-то эпизоды без расшифровки того, о чем говорят, воспринимаются сложнее. Впрочем, в спектакле звучит речь на разных языках, и неполное понимание слов зрителями, очевидно, входит в задачу его создателей. Мы не знаем, о чем говорят гости во время застолья, так же, как и для маленькой Лили это был малоразборчивый гул голосов.
Не слишком важны и причины ссор ее родителей - танцовщицы и официанта.
Наверное, "Вспоминая утраченное" - тот случай, когда зритель оказывается просто вынужден из предложенных ему осколков собственноручно складывать мозаику. Не у каждого результат совпадет с тем, что придумал автор идеи и постановщик Амит Лаав; но вдруг у зрителя получится еще интереснее?
Когда я писал этот текст, решил поискать в Интернете свежие газетные отклики. Нашел один или два, но их авторы старательно уклонились от описания рассказанной нам истории.
Кажется, главная героиня Лили (актриса Джорджина Робертс) умирает - или уже мертва, и фрагменты прожитого проносятся в ее гаснущем сознании. Обычная жизнь обычной женщины. Вот она веселится с друзьями на дискотеке, вот встретила будущего мужа, но что-то пошло не так в их жизни (без перевода не понять - впрочем, можно усмотреть в одной из сцен намек, что верным супругом он не был). Лили постоянно возвращается к воспоминаниям детства - видимо, родительские ссоры были слишком частыми, а потом что-то случилось с матерью - смерть?
Сама по себе эта история (или та, какую сможет домыслить другой зритель) не блещет оригинальностью, как судьба любого человека. К тому же есть ощущение, что в компании "Гекко" на репетициях смотрели фильмы такого дипломированного исследователя Потустороннего и бездн человеческой души, как Дэвид Линч. В театральном и киноискусстве уже сформировались определенные приемы изображения сновидений, посмертного существования и т.п. Какими-то из них создатели "Вспоминая утраченное" воспользовались, может быть, даже осознанно, чтоб зритель, увидев море света за дверью, перед которой танцует главная героиня, в нужный момент догадался: "Ага. Все-таки умерла" - и полез в карман за носовым платком.
Даже "штампы" в этом неплохо выстроенном, почти не провисающем, скорее холодноватом, чем теплом (даже при наличии испанских танцев), и в то же время дающем себя полюбить спектакле работают на выполнение творческой задачи.
"Митина любовь". Фото Михаила Квасова
"Митина любовь" начинается с самоубийства главного героя. Дальнейшее - рассказ о причинах его гибели. Обстановка, в которой происходит представление (герои час двадцать не слезают со стены и довольно-таки резво передвигаются по ней, опираясь на торчащие металлические штыри), - не только придуманная режиссером Владиславом Наставшевым остроумная метафора. Можно сблизить этот спектакль с тем, о котором я писал выше, вообразив, что так трансформировались реальные события в голове умирающего Мити, которому оказалось проще убить себя, чем спуститься на землю.
Это спектакль для двоих актеров. Митя - Филипп Авдеев, Катя - Александра Ревенко. Действие бунинского рассказа перенесено в условные советские шестидесятые-семидесятые, и интонации актеров поначалу кажутся отсылкой к тюзовским спектаклям той поры. Он любит ее, она им играет. Но юные герои живут на стене, их телам мешают встретиться штыри и земное тяготение. Приходится ему все бросить, уехать в деревню. Прощались на вокзале...
"Иван Бунин. Митина любовь", - объявляет вдруг актриса, когда спектакль идет уже минут десять. Или не актриса, а Катя? И то, что мы видим дальше, это как бы ее "спектакль", каким его увидел Митя перед смертью от страсти? Вскользь брошенное ею признание в любви к театру предстает чуть ли не жизненным манифестом.
Любимая девушка Мити (а в ее лице - весь мир) видится отрабатывающей на нем актерские приемы, разыгрывающей с ним представление по мотивам бунинского произведения о совсем другой эпохе. Отсюда и некоторый наигрыш, порой издевательское комикование, с которыми ведут себя ее "персонажи".
Самка богомола самцу голову откусывает - а тут сама реальность (кстати, слово женского рода) откровенно глумится над юношеским чувством, безжалостно подсовывая в постель циничных призраков с любимым лицом, превращая мечту в (траги)фарс. Для Мити от страсти стали неразличимы сон и явь, далекое, манящее недоступностью, и близкое - доступное и дешевое до такой степени, что от этого невозможно жить.
Чувствуется, как боится авдеевский Митя чувств, с которыми не в силах совладать.
Это ощущение усугубляют обстоятельства, в которых приходится играть актерам. Лазить по стене перед зрителями без страховки, опираясь лишь на торчащие прутья, неудобно, да и просто боязно, даже когда делаешь это в пятьдесят седьмой раз.
На первых показах "Митиной любви" страх Мити в любой миг сорваться от любви вниз и погибнуть у всех на глазах ощущался, наверное, еще острее. Теперь-то он гораздо резвее пытается спастись от жлобоватой деревенской соблазнительницы. Но плотское все равно настигнет и окончательно лишит опоры. Любовь убивает порой быстрее, чем курение.
"А ведь еще легко отделался парень! Мог бы ведь до восьмидесяти вот так по стене бегать", - подумает иной зритель, включая на улице мобилу. На экране высветится номер телефона и сообщение: "Этот абонент звонил вам семь раз".
"Жена", - догадается зритель и нежно улыбнется.
Источник: газета "Коммуна" 85-86 (26301-26302), 19.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014