Платоновский фестиваль искусств
«Ну где же еще читать Платонова, как не в Воронеже?» - воскликнул Александр Филиппенко, растроганный теплым приемом, оказанным ему зрителями после его платоновской чтецкой программы.
Людмила РОМАНОВА,
театровед
А мы можем сказать: кому же и читать "Город Градов" как не Филиппенко с его блестящим сатирическим даром? Эта повесть давно входит в число исполняемых им произведений. Но для IV Платоновского фестиваля артист подготовил целую композицию, включающую в себя и письма к жене Марии, и отрывки из записных книжек, и одноактную пьесу "Голос отца". Так что помимо сатирических, в партитуре чтеца появились и лирические, и грустные, и тревожные нотки.
Александр Филиппенко. Фото Михаила Квасова
Иногда артист комментировал тот или иной отрывок, напоминая о событиях в жизни писателя. Самым трудным, на мой взгляд, в платоновских текстах является его вера в светлое будущее и тут же опровержение этой веры в словах и поступках действующих лиц. Как это соединить? Филиппенко принадлежит к поколению шестидесятников, также прошедших через веру в светлое будущее. Не могу, разумеется, знать, каковы его взгляды сейчас, но обличительная позиция в его исполнении звучит сильно. Думается, это весомый вклад в платоновскую копилку фестиваля.
Интересным мне кажется и решение спектакля "Шарманка" (режиссер – Засл. артист РФ Камиль Тукаев, артисты Воронежского ТЮЗа). Хотя в программке он обозначен как "театрализованная читка с графическими новеллами", эти рамки он перерастает. Во вступительном слове и Михаил Бычков, и Камиль Тукаев вспомнили первую постановку "Шарманки" на сцене Воронежского ТЮЗа 25 лет назад, сделанную Валерием Саркисовым.
Многое в нынешнюю постановку перешло от прежнего спектакля: костюмы от ныне покойного уже художника Юрия Гальперина, музыкальное оформление Вардана Ерицяна, да и замысел перекликается с саркисовским. Графические новеллы - это работы Натальи Коньшиной, которые были представлены на одной из выставок Платоновского фестиваля. Использовать их - очень удачная мысль. Их стиль соответствует духу платоновской прозы.
Похвалы заслуживают артисты ТЮЗа, за такой короткий срок (14 репетиций, по словам Тукаева) овладевшие нелегким платоновским словом и передающие его зрителям во множестве оттенков. Желающий все и всех возглавить Щоев (Заслуженный артист РФ Юрий Овчинников) удивительным образом соединяет глупость с искренностью веры в светлое будущее, хитренький Евсей (Олег Столповский) - приспособленец на все времена, практичный работник кооператива, чуть не плачущий оттого, что такое богатство, рыба и птица, не могут быть заготовлены из-за отсутствия тары (Заслуженный артист Воронежской области Михаил Кривов). Запоминаются и буржуй Стерветсен, приехавший за энтузиазмом молодой Советской республики (Александр Сидоренко), и его дочь Серена (Кира Ковалева), влюбившаяся в идеалиста Алешу. Разнообразен Ярослав Козлов в нескольких ролях.
Самое трудное, пожалуй, выпало на долю молодых, всего второй сезон работающих в театре, Ивана Маркушева (Алеша) и Екатерины Пухначевой (Мюд). Текст почти лозунговый, а произносить его надо со всей возможной искренностью. Ребятам в целом это удалось.
Условность данного представления помогла избежать натуралистичности некоторых сцен. Я имею в виду прежде всего сцену обеда из тех продуктов, которыми Щоев хотел заменить натуральных рыбу и птицу. Каша из саранчи и муравьев, естественно, вызывает рвотные рефлексы. Но артисты избегают неприятных подробностей, а страшный смысл сцены становится яснее. Налицо эффект остранения, очень, на мой взгляд, уместный при постановке Платонова.
Жаль, если спектакль останется только фактом фестиваля. Ведь он, наряду с чтецкой программой Филиппенко и спектаклем Камерного театра "14 красных избушек", достойно представил творчество нашего земляка на фестивале его имени.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 25 (2166), 18.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014