Дневник Международного Платоновского фестиваля
Концерт выдающегося пианиста современности Михаила Плетнева ознаменовал открытие музыкальной программы Четвертого Международного Платоновского фестиваля. При полном аншлаге выступление знаменитого музыканта проходило в зале Воронежского театра оперы и балета.
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения,
член Союза композиторов России
Как будто и не было целого года, разделяющего Третий и Четвертый Платоновские фестивали, и нынешний начался attacca, вторгаясь в финал предыдущего. Во всяком случае, он явился естественным продолжением Третьего. Вспомним, что Третий Платоновский венчало выступление лауреата Премии имени Андрея Платонова, Народного артиста России Михаила Плетнева, тогда представшего в амплуа дирижера Российского национального оркестра. И сегодня на той же сцене воронежцы сразу же узнали знакомый образ-силуэт.
Михаил Плетнев. Фото Михаила Квасова
Словно закрытый в собственном мире, абсолютно далекий от светских чаяний публики и сценических претензий, этот человек-легенда, кажется, несет на себе бремя собственной славы, давно привык к нему и смирился с ним. Его известная нелюбовь давать интервью – это тоже нежелание обнажать душу. Весь облик музыканта - как черные кулисы, а на концерте только они и обрамляли сцену, как скромная рамка, вмещающая огромное художественное пространство.
Плетнев не «играл»: это было настоящее откровение художника. Программа клавирабенда, заявленная в анонсе, чуть шире, чем оказалась потом на концерте, была подобрана в классико-романтическом ключе: звучала музыка Бетховена, Шумана и Скрябина. При этом ожидаемый традиционный контраст, на котором строится любой концерт, на этот раз выглядел не столь традиционно.
Ни первое отделение, в котором исполнялись Бетховен и Шуман, вкупе со вторым, где звучал Скрябин, ни Бетховен в соседстве с Шуманом явных контрастов не обнаруживали. Скорее, возникало некое единство, гармоничная концепция, рожденная особым пониманием собственного звукового мира исполнителя.
Об индивидуальности интерпретаций Плетнева говорят давно: действительно, в них всегда слышен безошибочно угадываемый голос самого художника-интерпретатора, который становится тоже своего рода голосом автора, автора новой жизни старой музыки. Его несколько смягченная, чуть приглушенная интонация, неизменное туше с затихающими, истаивающими кульминациями. Знаменитое полетное пиано Плетнева, которое вызывает только один вопрос: как это возможно? В нынешнем концерте все это создавало искрящийся нюансами поток поэтического чувствования, вполне в стилистике романтизма, куда точно попадают и Шуман, и Скрябин, и Шопен - "на бис" был исполнен его Ре-бемоль-мажорный Ноктюрн.
Бетховен же, запрограммированный в нашем сознании на бурные коллизии, мощные оркестровые звучности, драматические кульминации, неожиданно тоже прозвучал не столь героически, и пианист обошелся без крупных мазков и здесь. Вполне убедительный подход, тем более, что исполнявшиеся Десятая и Семнадцатая бетховенские сонаты не отличаются ни плакатностью, ни декларативностью, а череда речитативов, хоралов, лирических высказываний и скерцозно-виртуозных пассажей обнаруживают в них такие смысловые подтексты, которые слушатель едва успевает расшифровывать и осознавать.
Множественность и неоднозначность смыслов, заложенных в нотном тексте, - это и есть главная задача и главная загадка пианиста, покоряющего публику неожиданностью своих решений. Не потому ли Плетнев выбрал и из шумановских произведений загадочную и неоднозначную по своим финалам "Юмореску" - музыку, длящуюся сорок минут, названную композитором "шуткой", но на самом деле мечтательную и лирическую. Не случайным в этом ряду "неожиданностей" хотя уже, понятно, неавторских, кажется и Камерный концерт в далеко не в камерном зале оперного тетра.
Диалог с публикой состоялся. Ведь публика невольно вовлекается в ауру художника. А звуковой мир Плетнева, если бы только можно было ограничить его парой определений, - это отточенность каждой детали, интонации, фразы, динамики, темпа. Филигранность, проверенная многократно и, кажется, не требующая от музыканта уже никаких эмоциональных усилий, и не побуждающая к усилиям слушателей, которым остается только наслаждаться подлинным искусством.
В последние годы Михаил Плетнев несколько отошел от практики сольных выступлений. С созданием своего нового детища - Российского национального оркестра - он погрузился в дирижерскую деятельность, но в последние пару лет концертные залы с радостью вновь встречают его как пианиста, и его участие в Платоновских фестивалях в Воронеже, без преувеличения настоящий подарок судьбы для нашего города.
В ближайших планах маэстро - проведение фестиваля Российского национального оркестра в Ивановке в Тамбовской области, о чем и поведал Михаил Васильевич журналистам вместе с директором РНО Олегом Полтевским и директором музея С.В.Рахманинова "Ивановка" Александром Ермаковым на пресс-конференции, проходившей на следующий день после знаменательного концерта.
Источник: газета "Коммуна" N 79 (26295), 07.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014