Дневник Международного Платоновского фестиваля
В Выставочном зале на Кирова открылась персональная выставка выдающегося театрального художника Давида Боровского, приуроченная к его 80-летию
Людмила Романова
Самого художника уже нет с нами. Но наследие бережно сохраняется. Экземпляры выставки представлены из фондов Театрального музея им.А.Бахрушина и мемориального музея-мастерской Д.Боровского. Это макеты декораций к драматическим и оперным спектаклям, а также эскизы костюмов.
Эскиз Давида Боровского к одному из его спектаклей. Фото Михаила Квасова
Впервые на театральной афише имя Давида Боровского появилось в 1956 году. То был спектакль Киевского театра им. Леси Украинки «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо. В Киеве же был оформлен и первый оперный спектакль – "Катерина Измайлова" Д.Шостаковича.
Вскоре молодого сценографа пригласили в Москву главным художником драматического театра им. К.С.Станиславского, а через несколько лет возникает многолетний альянс Боровского и Юрия Любимова в театре на Таганке. Здесь появляются спектакли, вошедшие в золотой фонд русского театра - "Живой", "А зори здесь тихие…", "Гамлет", "Дом на набережной".
Помню, в спектакле "А зори здесь тихие..." по повести Б.Васильева вся сцена была заполнена деревьями с играющими солнечными бликами на них. В сценах гибели каждой из пяти героинь дерево оборачивалось гробовой доской. Лаконично и емко. Задняя стенка грузовика, на котором приехали девушки, в сцене бани скрывала их обнаженные фигуры, мелькали только головы и ноги.
А знаменитый занавес в "Гамлете" - тяжелый, грубошерстный - он сметал всех после очередной сцены, символизируя тяжелую поступь истории. Становилось страшно... Особая страница - сценография оперных спектаклей.
Около 30 постановок сделал Боровский в оперных театрах Милана, Флоренции, Неаполя, Мюнхена, Гамбурга, Бонна, Парижа. И только два спектакля в Москве - "Игрок" С.Прокофьева в Большом театре и "Евгений Онегин" П.Чайковского в Музыкальном театре им. К.Станиславского и В.Немировича-Данченко. "Демон" А.Рубинштейна, поставленный во Франции, позже был перенесен в Санкт-Петербург на сцену Мариинского театра.
Макет к "Онегину" представлен на выставке - ряд белых колонн, которые в сцене дуэли оборачиваются черными. Просто и трагично. Очень впечатляет также макет к "Пиковой даме" - великолепием строгой простоты.
Помимо Б.Львова-Анохина и Ю.Любимова, Боровский работал с другими крупными режиссерами второй половины ХХ века: А.Эфросом, О.Ефремовым, Л.Хейфецем, Л.Додиным. С последним - вплоть до своей кончины в 2006 году.
Выставка продолжит работу и после закрытия Платоновского фестиваля.
Источник: газета "Коммуна" N 80 (26296), 10.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014