Дневник Международного Платоновского фестиваля
На выставке «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение» в Воронежском центре современного искусства одним из экспонатов стал чемоданчик, в котором были спасены рукописи поэта-обэриута
- Был я прошлой осенью на гастролях в Санкт-Петербурге, – вспоминал на ее открытии директор Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. - Мы показывали спектакль Камерного театра "Сказка жизни" в родном для меня месте - музее Достоевского. И именно там я увидел выставку, которую очень захотел привезти в Воронеж. Хармс - фигура вполне на Платоновском фестивале уместная.
Виталий Черников
- Даниил Хармс никогда не был в Воронеже, да и мы здесь впервые. Выставку у вас мы сделали лучше, чем в Петербурге: учли свой питерский опыт. Эта выставка - прообраз будущего музея Хармса. Как у вас в городе нет отдельного музея Платонова, так и у нас в Питере нет музея Хармса. Но мы очень хотим его создать, - признается литературовед Алексей Дмитренко.
НОткрытие выставки. Фото Михаила Квасова
Значительная часть экспонатов принадлежит питерскому издательству "Вита Нова". Дмитренко - его главный редактор.
Начался этот проект с поиска иллюстраций к сборникам автора "Случаев" и "Елизаветы Бам" и его соратников - Александра Введенского, Константина Вагинова, Николая Олейникова.
- Мы обнаружили, что в государственных архивах и музеях нет ни одного подлинника фотографий Хармса. Но живы два его племянника, наследники друзей. Мы находили не только фотографии, но и его личные вещи. В 2012 году нашли 10 автографов - 13 неизвестных произведений! Они представлены на воронежской выставке в копиях: оригиналы очень ветхие, они сейчас на реставрации.
Зато попала в Воронеж папка, в которую Хармс складывал рукописи. И радиоприемник Telefunken - тоже самый настоящий. Именно он стоял в комнате Хармса. В 1938 году муж сестры поэта Елизаветы привез его из Германии. Уцелел и телефонный столик, который стоял в коридоре коммуналки, где жили Даниил Иванович с женой и его отец. План квартиры нарисовал племянник Хармса Кирилл Грицын.
- Это единственный человек в мире, который называет его Даней. Непередаваемое ощущение, когда он рассказывает: "Я зашел к Дане. Его жена Марина Малич лежит на кушетке, слушает музыку из этого радиоприемника, пьет пиво из маленьких бутылочек и ставит их на полированную крышку радиоприемника". Каково же было мое удивление и душевный трепет, когда я увидел следы от тех бутылочек! - рассказывал первым посетителям выставки Алексей Дмитренко.
Можно увидеть на уцелевших любительских снимках и жену поэта-обэриута, которая пережила его на шестьдесят лет. От какого-то фотопортрета сохранился небольшой клочок. Предположительно, один или два из снимков сделал сам Хармс. Если это так, интересно, конечно, насколько увлекала его фотография, умел ли он проявлять пленку и т.д. - прежде об этом никаких упоминаний мне не встречалось.
Представлены на выставке и несколько книг из библиотеки основателя ОБЭРИУ. Их сохранил его друг Яков Друскин.
Среди экспонатов - партитура "Волшебной флейты" Моцарта с пометами владельца. На книгах имеются владельческие записи. Причем порой хозяин этих книг подписывался не "Хармс", а как-нибудь иначе.
- 23 декабря 1936 года он записал в дневнике: "Папа сказал мне, что пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды". И подписался: "Даниил Чармс". А на следующий день к нему каким-то ветром занесло книжку, которая теперь попала на выставку. Он и ее подписал: "Даниил Чармс". Но больше этого псевдонима не использовал. Видимо, не помогло, - грустно улыбается Алексей Дмитренко. - Самое первое, уже стереотипное представление о Хармсе - как о детском писателе. Эти книжки до сих пор читают детям. Я сам дочке год назад читал: про некоторые даже не знал прежде, что это Хармс. Кто-то знает его как автора остроумных рассказов, кто-то - как философа... У каждого - свой ключ понимания какого-то сегмента. Надеюсь, что выставка поможет найти свой ключ и выйти на более широкое понимание этого человека. Потому что не всем очевидно, что Хармс - нечто цельное, - признался работавший над проектом художник Аркадий Опочанский.
Выставка рассказывает и о друзьях Хармса - о том, как они работали в детских журналах "Еж" и "Чиж" - и о том, как их почти всех уничтожило государство. Отдельный зал заслуженно посвящен Якову Друскину, который спас его архив.
- Мы привезли в Воронеж чемоданчик, принадлежавший Хармсу. Он умер в тюрьме в блокадную зиму. А Друскин пришел в его квартиру, сложил в чемоданчик большую часть рукописей и отвез к себе на санках. Затем взял его с собой в эвакуацию, потом привез обратно... Когда у нас появился чемоданчик писателя, мы поняли: это - точка большого взрыва, откуда появилась Вселенная под названием "Даниил Хармс".
Чемоданчик, в котором хранилась Вселенная по имени "Хармс". Фото Михаила Квасова
Также в одном из залов выставлены работы современных художников, друзей издательства "Вита Нова", которые выступили как иллюстраторы текстов обэриутов. В Воронеже было решено добавить еще несколько деталей. В частности, рисунки ребят из воронежской детской студии "Ступени" и скульптуру Хармса, которую создал Иван Горшков.
Источник: газета "Коммуна" N 80 (26296), 10.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014