Дневник Международного Платоновского фестиваля
Для Хосе Марии Гальярдо дель Рея, известного гитариста, дирижера и композитора, все дороги начинались в Севилье, где и берет точку отсчета его карьера с первого блестящего выступления, когда он был еще мальчишкой. Они вывели его на большие концертные эстрады всей Испании, а потом и всего мира.
Анна Шалагина,
кандидат искусствоведения
Сегодня музыканта хорошо знают, его выступления проходят в престижных залах Мадрида, Нью-Йорка, Вены, Москвы. В свое время по приглашению Мстислава Ростроповича - по случаю его семидесятилетнего юбилея - Гальярдо дель Рей выступал в Париже. Совершал мировое турне в честь столетия известного испанского композитора Хоакина Родриго. Участвовал во многих фестивалях, в том числе в Дарвине, в Австралии. А на днях его горячо приветствовала публика в Воронеже: в рамках Платоновского фестиваля концерт Хосе Марии Гальярдо дель Рея проходил в зале филармонии.
Хосе Мария Гальярдо дель Рей. Фото Михаила Квасова
Можно с уверенностью сказать, что впечатлений у Гальярдо в Воронеже было много. Встречи с коллегами, иные из которых - как старые знакомые: наш земляк Сергей Корденко в 90-х приглашал испанского гитариста в Воронеж на свой фестиваль «Гитара в России».
Тогда знаменитого испанца поразила победительница конкурса Ирина Куликова – ей он вскоре подарил испанскую гитару, с нею же будет записан диск с музыкой Гальярдо дель Рея. Незадолго до концерта в Доме журналистов прошла и пресс-конференция, где и состоялся заинтересованный разговор.
Музыкант рассказал о своей гитаре, привезенной из Америки, об интересном совместном проекте с Пласидо Доминго, о том, что такое фламенко для испанца. Единственное, чего оказался лишен Хосе Мария Гальярдо дель Рей, - так это впечатлений от экзотики "холодной" России: в переполненном зале, едва выдерживавшем овации, при чуть ли экваториальной температуре, его ждал горячий прием в атмосфере, вполне соответствующей духу знойной Испании.
Почему у нас так любят гитару? Есть здесь что-то от генной памяти и невидимых нитей, связывающих нас с нашими предками, которые любили помузицировать, попеть романсы под гитару, позвать цыган, рвущих душу, тоже не без помощи семиструнной.
А вот почему у нас так любят Испанию? Культура этой солнечной страны давно влекла русских художников. Для многих Испания становилась местом паломничества и вдохновения. От Пушкина и Глинки - до сегодняшних дней: множились культурные связи, произведения искусства и научные труды, посвященные взаимовлияниям, взаимосвязям и прочим "взаимностям" на высоком уровне искусства и культуры.
По признанию Гальярдо дель Рея, его любимые композиторы - русские: Прокофьев, Стравинский, Рахманинов, - на их музыку гитаристом сделано много транскрипций. Россию и Испанию объединяет одна страсть к музыке, считает он.
Сегодня испанская музыка нашла свое место на Платоновском фестивале в Воронеже. Сразу заметим, что в нынешнем году формат фестиваля расширен, и гитара впервые попала в академический блок музыкальной программы. Концерт свидетельствовал о том, что Хосе тоже дорожит тем, что несет ему его генная память. Мир, который он увидел впервые, - это был мир его родной Элианы, местечка, где он родился: так гитарист назвал свой одночастный концерт для гитары с симфоническим оркестром, прозвучавший почти исповедально.
Еще один цикл пьес - по мотивам Гарсиа Лорки. Это не было музыкальным прочтением конкретных стихотворений великого испанского поэта - музыка Хосе стала своего рода прочтением мира Гарсиа Лорки, героя, певца революции, его судьбы и его трагедии. И после пяти пьес, открывавших концерт, незатейливых, мелодичных и песенных - вполне в народном духе, звучали композиции, которые врезались в сознание слушателя уже страстным призывом, страданием и пронзающей болью: как много может сказать гитара! Ей равно подвластны непритязательные высказывания и мучительные ноты страсти, жанровые пьесы и концерт. И в смысле представленности жанров программа Хосе оказалась емкой и интересной.
Помимо отдельных композиций, в том числе авторских, музыкант исполнил два концерта с оркестром - в достойном дуэте с испанцем выступил Воронежский молодежный симфонический оркестр под руководством Заслуженного артиста России Юрия Андросова.
Симфоническая музыка украсила программу двумя увертюрами, которыми по-праздничному открывались оба отделения концерта. Получилась красивая стройная форма - со своими вступлениями-увертюрами, интермедиями-композициями и главным стержнем - концертами.
Совершенно покорила слушателей средняя часть Аранхуэсского концерта Хоакина Родриго - в первом отделении - медленная сдержанно-скорбная музыка, узнаваемая и любимая многими. В этом Адажио звучит мотив андалузского песнопения Страстной Седмицы, и существует много аранжировок этой музыки.
Одночастный же концерт Хосе Марии Гальярдо дель Рея во втором отделении продемонстрировал слияние традиции искусства фламенко и классической музыки, что и выражает главную суть испанской гитары.
"Для меня фламенко - душа, а классика - разум", - сказал Гальярдо дель Рей. И здесь гитара, в общем-то скромный по динамическим возможностям инструмент, постепенно раскрывала все, что ей подвластно, словно вырывалась из плена своей камерной природы на просторы большой концертной эстрады. Последний короткий аккорд прозвучал как кульминационная точка в рассказе об Испании.
Источник: газета "Коммуна" N 80 (26296), 10.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014