Это уже становится доброй традицией – начинать Платоновский фестиваль художественной выставкой. Вот и сегодня в Воронежском областном музее изобразительных искусств им. И.Н.Крамского открылась экспозиция живописных работ советского классика Александра Дейнеки «Обожаю всяческую жизнь».
Виктор Силин
Кто из нас не видел его трех мальчишек, сидящих у моря и мечтающих о небе, - его "Будущих летчиков" (1937)?! Вещь хрестоматийная и романтическая, тысячекратно воспроизведенная в журналах и книгах, она и открывает нынешний вернисаж Мастера. Творчество Александра Дейнеки нередко сравнивали с поэзией Владимира Маяковского, подчеркивая его "великую значимость" и "непревзойденную современность". Обласканный властью и не обделенный почестями - Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии - он, однако, никак не вмещается в привычные и банальные рамки официального соцреализма.
Нет, то, что Дейнека учился на полиграфическом отделении во ВХУТЕМАСе у Фаворского, дает о себе знать. И где-то все-таки прорывается его плакатность, в той же, например, серии рисунков из собрания Курской картинной галереи: в "Кто больше - кто лучше" (1930) - сев на полях только что созданных колхозов, в "Ударнике. Будь физкультурником" или в "Полном ходе" - стремительном беге мощного паровоза. Но острое и живое чувство современности совершенно по-особому проявилось у Дейнеки в портретах.
Воронежцы подолгу всматривались в "Будущих летчиков". Фото Михаила Квасова
Как это ни странно, мастер, обладавший мощной живописной "мускулатурой", создавший себе имя суровой "Обороной Петрограда", в портретах, особенно женских, раскрывается как тонкий и непревзойденный лирик. Очень четко эта линия как раз и просматривается на выставке Платоновского фестиваля - от самой ранней работы "Девушка на стуле" (1924), а затем и в последующих - "На балконе" (1931), в "Портрете Ирины Шервинской" (1937), в женских портретах 1940 и 1944 годов, в "Портрете архитектора Милешиной" (1955).
Для меня лично большой радостью было увидеть "Портрет С.И.Л. в соломенной шляпе" (1936). Так много слышал и читал об этом образе! И вот погрудная фигура молодой женщины смотрит на меня со стены чуть прищуренными глазами. Одета она в строгое черное платье с белым кружевным воротничком и привлекает собранностью позы и "не общим выраженьем" волевого лица..
Источник: газета "Коммуна" N 78 (26294), 06.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014