В этом году исполняется 215 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Вспоминая великого поэта, хотелось бы рассказать об уникальном портрете, хранящемся в Воронежском областном музее изобразительных искусств им. И.Н.Крамского. На холсте художника Петра Соколова запечатлен друг Пушкина – замечательный музыкант, просветитель и государственный деятель Михаил Виельгорский. Многие годы дружбы связывали этих удивительных людей.
Владимир Межевитин
г.Воронеж
Согласно семейным легендам, в роду Виельгорских причудливо переплелись корни русских, украинских, польских и французских древних дворянских фамилий. Отец Михаила Юрьевича, генерал Юрий Виельгорский, являлся польским посланником при дворе Екатерины Великой.
Перейдя на русскую службу и женившись на знатной графине Софье Дмитриевне Матюшкиной, он стал военным министром Польши, входившей тогда в состав Российской империи, и занимал видное место при дворе. Блестяще образованные родители дали и своим детям - Михаилу и Матвею - разностороннее образование, которое способствовало развитию их многочисленных талантов.
Михаил Виельгорский.
Следуя традициям своего рода, Михаил Юрьевич Виельгорский состоял на государственной службе и даже преуспевал на ней. Но главные свои интересы он связывал с искусством, и особенно с музыкой. Он был хороший музыкант и композитор, романсы его пользовались широкой известностью и популярностью. Дом его сначала в Москве, а затем и в Петербурге на Михайловской площади был одним из центров столичной артистической жизни, а местные и приезжие артисты находили здесь самый радушный прием.
Виельгорский дружил со многими писателями - Карамзиным, Жуковским, Грибоедовым, Батюшковым, Вяземским, Гоголем. А «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя попал на сцену главным образом благодаря стараниям Михаила Виельгорского. Он хлопотал также о разрешении к печати "Мертвых душ". В отличие от жены, слывшей в свете высокомерной, Виельгорский был прост и со всеми приветлив.
У супругов проходили отдельные приемы. На половине графини собирался цвет придворной и служилой знати, вечера ее отличались самой изысканной светскостью; у графа - музыканты, писатели, журналисты, живописцы, актеры. Часто Виельгорский на короткое время покидал своих гостей, уезжал во дворец, но скоро возвращался, снимал мундир, звезды и с особенным удовольствием облекался в бархатный, довольно поношенный сюртук.
У него редко танцевали, но почти каждую неделю устраивались выступления, в которых принимали участие все находившиеся в Петербурге знаменитости. Среди них нередко бывали Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Роберт и Клара Шуман, Полина Виардо-Гарсиа и другие.
На протяжении многих лет здесь устраивались концерты классической симфонической и камерной музыки.
Помимо музыкальных талантов Михаил Виельгорский отличался завидной образованностью. Зять его, писатель Сологуб, характеризовал Михаила Юрьевича так: "Философ, критик, лингвист, медик, теолог, герметик, он был живой энциклопедией самых глубоких познаний". Находясь всегда при дворе, Виельгорский был далек от всяких придворных интриг и ненавидел городские сплетни. Уже в пожилых летах он был очень моложав на вид.
"С лицом белым и румяным, он только что был недурен собою; но необычайный блеск его взоров, как бы разливаясь по чертам его, делал его почти красавцем", - вспоминал известный современник Вигель.
Дружеские отношения, начавшиеся в 20-е годы ХIХ столетия, связывали Виельгорского с Александром Сергеевичем Пушкиным. В 1826 году он присутствовал у Сергея Александровича Соболевского в Москве, где Пушкин читал "Бориса Годунова". Пушкин часто бывал в доме Виельгорского в Петербурге, встречался с ним на вечерах у Энгельгардта и Нарышкина, в доме Карамзиных, у Жуковского, в салоне Bладимира Одоевского, Зинаиды Волконской, где Гоголь читал "Ревизора".
Виельгорский и Пушкин присутствовали и на первом исполнении оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя", а затем участвовали в сочинении "шуточного канона" в честь Глинки. В 1833 году Виельгорский рассказал Пушкину о майоре Бабурине, которому в 1812-м приснился сон о скачущей по петербургским улицам и площадям статуе Петра I. Этот рассказ поэт использовал в поэме "Медный всадник". Пушкин упоминал Виельгорского в стихотворении "Надо помянуть, непременно помянуть надо".
По просьбе Виельгорского он написал "Песню цыганки" ("Колокольчики звенят") для оперы "Цыгане". Виельгорский написал музыку на стихи Пушкина "Старый муж, грозный муж", "Ворон к ворону летит", "Черная шаль", "Кто при звездах, кто при луне" и был крестным отцом дочери Александра Сергеевича Натальи.
4 ноября 1836 года в числе близких поэту лиц Михаил Виельгорский получил пасквильный диплом на имя поэта и принимал участие в улаживании конфликта во время первого несостоявшегося поединка Пушкина с Дантесом. Накануне роковой дуэли граф Виельгорский был с Александром Сергеевичем у Вяземских. Михаил Юрьевич находился постоянно и на квартире смертельно раненого друга. По просьбе Натальи Николаевны Пушкиной Виельгорский был назначен одним из опекунов над детьми и имуществом поэта.
Надо сказать, что до 1983 года портрет Виельгорского, находящийся в Воронеже, считался "портретом неизвестного". Благодаря научному сотруднику областного музея известному искусствоведу, члену Союза художников РФ М.И. Луневой и сотруднику Государственного музея А.С. Пушкина Е.В. Павловой удалось установить, что на картине Петра Федоровича Соколова изображен один из пушкинских друзей - Михаил Юрьевич Виельгорский.
Источник: газета "Коммуна" N 78 (26294), 06.06.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014