События последних месяцев на Украине, связанные с проведением Киевом антитеррористической операции в восточных регионах страны, особенно после проведенных 11 мая референдумов в Донецкой и Луганской областях, провозгласивших их независимость в статусе народных республик, привели к возникновению непосредственно у границ РФ, реальной угрозы нестабильности и напряжения.
Дмитрий ЛОМСАДЗЕ,
директор Центра межрегиональных исследований
Воронежского государственного университета,
член рабочей группы Воронежского отделения Секретариата ЕР «Донбасс»,
кандидат экономических наук
По факту, ни так называемый официальный Киев, ни самопровозглашенные республики (ДНР и ЛНР) по тем или иным причинам на сегодняшний день не обладают всей полнотой юридических полномочий и правовой легитимностью. Стороны конфликта находятся в жестком вооруженном противостоянии и не могут полностью контролировать и управлять этими территориями. Можно с большой вероятностью предполагать, что и после инаугурации на должность Президента Петра Порошенко ситуация на юго-востоке Украины не изменится. Военная фаза операции по "зачистке от сепаратистов" не прекратится. А политика независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР будет более динамично развиваться в направлении создания на их базе единого федеративного государства Новороссия и расширения политико-экономических связей с Россией.
"12 мая 2014 года после состоявшегося 11 мая референдума о самоопределении Донецкой народной республики и на основании Декларации о независимости от 7 апреля 2014 года был провозглашен государственный суверенитет Донецкой народной республики. В этот же день республика обратилась к России с просьбой о присоединении. Также было заявлено о желании объединиться с Луганской Народной Республикой в Новороссию", – гласит официальный сайт ДНР.
Неизбежно при реализации ДНР и ЛНР проекта "Новороссия" для РФ возникнут нештатные ситуации в вопросах приграничного взаимодействия с этим новым государственным образованием. Можно предположить, что контроль над границей будет является одним из базовых элементов реализации плана обеспечения государственной независимости Новороссии. Так как автоматического официального признания со стороны России государства Новороссия вряд ли стоит ожидать, а гуманитарная катастрофа в приграничных с Воронежской и Ростовской областях будет требовать проведения немедленных и оперативных мероприятий по координации действий местных и региональных властей в связи с наплывом беженцев из Украины, возникает возможность использовать правовые и технические механизмы четырехстороннего российско-украинского Соглашения приграничных областей (Луганской, Донецкой, Воронежской и Ростовской областей) о создании и деятельности Еврорегиона "Донбасс".
Напомню, что данное Соглашение полностью соответствует международным (европейским) правовым актам сотрудничества в вопросах коллективной безопасности, социально-экономической и гуманитарной сферах на приграничных территориях.
В частности, в вопросах создания коридоров упрощенного пропуска для жителей приграничья; упрощенного оформления ввоза-вывоза жизненно важных грузов: продуктов питания, товаров первой необходимости, медикаментов и т.д.; оказания оперативной гуманитарной и иной помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф и т.д.
В этой связи считаю первостепенной необходимостью немедленное проведение совместно с украинской стороной консультаций и юридической экспертизы правовых актов Еврорегиона "Донбасс" на предмет выработки общих оперативных решений и их реализации на практике.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014