Имя в искусстве | Народный артист России Валерий Потанин отмечает юбилей – шестидесятилетие. Из них на кольцовской сцене он 35 лет
Любовь к себе - наипервейшая обязанность актера.
Валерий Потанин
В его жизни был не только один театр - Воронежский академический, куда он пришел в 1979 году, окончив Воронежский институт искусств (курс профессора Глеба Дроздова, который в те годы являлся главным режиссером Воронежского театра). Недолго пришлось ему поработать под руководством учителя, но это были годы становления.
Большая же часть творческой жизни, а также все свершения актера пришлись на период художественного руководства воронежской драмой Анатолия Иванова, хотя работал он и с другими режиссерами.
Валерий Потанин. Фото Михаила Вязового
В замечательной труппе кольцовцев у Валерия Потанина свое, особое место. Он любим зрителями, его с трудом можно представить играющим с кем-то в очередь, в некоторых ролях он действительно уникален. Но юбилей - это ведь еще и повод поразмышлять, вспомнить, подвести какие-то предварительные итоги.
Наш постоянный автор, театровед Людмила Романова, воспроизводит разговор двух любителей театра, постоянных зрителей и поклонников таланта Валерия Потанина.
1-й зритель: - А я помню первое появление Потанина: то был ввод в сказку «Чиполлино», и он, естественно, играл этого героя. Очень подходил ему, кстати. Весело, задорно и с таким удовольствием! Мне вообще в нем эта черта нравится: всегда выходит на сцену с удовольствием.
2-й зритель: - Ну, не всегда… Какое уж удовольствие изображать Петра Верховенского в "Диктатуре совести" Михаила Шатрова - патологическое властолюбие, предельная антинравственность, цинизм... 1-й зритель: - Демонизм - да... И не только в этой роли. В первом на воронежской сцене спектакле Анатолия Иванова "Женитьба" Н.В.Гоголя Потанин играл Кочкарева - так в некоторых сценах казалось, что копытца по сцене цокают.
Он прямо дирижировал этим спектаклем - вел все действие, наставлял Агафью Тихоновну, расправлялся с женихами - и как же ему было обидно, что все его усилия пошли прахом! В том памятном спектакле как раз и начал складываться творческий союз режиссера и актера, который привел к ряду интересных ролей.
2-й зритель: - А мне кажется, что в некоторых ролях, для которых Потанин был просто создан, режиссер ограничил его возможности. Возьмем, например, Карандышева в "Бесприданнице". В нем ведь есть что-то от героев Достоевского - желчное самолюбие, болезненная чувствительность, страх выглядеть смешным и жалким. И все это талантливый актер смог бы воплотить.
1-й зритель: - Но у Анатолия Иванова была другая задача: показать силу и власть денег в обществе. Ведь и образ Ларисы отодвинулся на второй план: она и Карандышев не те фигуры, что правят бал. Вот и Голубков в булгаковском "Беге" выглядит хлипким интеллигентом, способным предать, а затем упиваться собственными страданиями.
2-й зритель: - Голубков, мне кажется, не совсем "потанинская" роль. Все эти интеллигентские метания ему чужды. Из ролей подобного плана артисту больше всего удался Петя Трофимов в "Вишневом саде". Если уж продолжать булгаковскую тему, то сластолюбец, враль и трус режиссер Якин в "Иване Васильевиче" - повод для актера продемонстрировать свой незаурядный комический дар. Ну, а что уж говорить о китайце-убийце Херувиме в "Зойкиной квартире" - вот уж купание в характерности!
1-й зритель: - Мы не упомянули еще об одном замечательном свойстве Потанина-артиста: о его пластичности. В некоторых спектаклях своего театра он даже выступает в роли режиссера по пластике. Ну, а уж сам он - виртуоз по этой части. Подобное, кстати, очень помогает в рисунке роли. Стоит вспомнить забавный пустячок - спектакль по Р.Куни "Безумная ночь, или Женитьба Пигдена". Ведь все, что выделывает там Потанин, сопровождается просто гомерическим хохотом зрителей.
2-й зритель: - Вот-вот, смешить и радовать он мастак.
Если дать ему волю, то затмит всех окружающих. Вспомните "Лев зимой" Д.Голдмена. Изобразил короля Франции Филиппа голубым из голубых! Получился спектакль в спектакле. Чего стоит сцена, где он купается в ванне...
1-й зритель: - Зато какой яркий, запоминающийся эпизод! И ведь постановщик спектакля Евгений Марчелли не остановил артиста, значит, счел уместным его хулиганство. Была у него еще одна рискованная роль - сына героини, четырнадцатилетнего подростка, в спектакле "Любовь по переписке" по Владимиру Войновичу.
2-й зритель: - Вот это как раз пример, когда артист сумел наступить на горло собственной песне. Ради идеи спектакля он пожертвовал многими своими "фишками", и это сделало образ более глубоким, объемным, работающим на основную мысль. То же, кстати, относится и к его Хлестакову.
1-й зритель: - А мне думается, в Хлестакове-то можно было бы похулиганить побольше. Материал позволяет.
2-й зритель: - Но подобное пошло бы в противовес идее спектакля, где по замыслу все далеко не глупы и сразу раскусили бы ничтожного фанфарона. Режиссер Анатолий Иванов обуздал здесь природу артиста. Но ведь все равно это Хлестаков!
1-й зритель: - Я вспомнил сейчас давнюю работу Потанина, очень подходившую его актерской природе, - Тарелкина в "Смерти Тарелкина"" А.Сухово-Кобылина в постановке А.Кузнецова. Жаль, что спектакль не достигал тех высот гротеска, которых требует пьеса. Вот сейчас бы он сыграл!
2-й зритель: - А мне вспоминается не столь уж давний пример: Шариков в "Собачьем сердце", чуть не последнем ивановском спектакле. Вот то был гротеск! К сожалению, из-за смерти Юрия Кочергова - исполнителя роли профессора Преображенского - спектакль быстро сошел, и Потанин не успел наиграться. А, кстати, почему он никогда не сделал какой-нибудь моноспектакль? Как Александр Филиппенко, например - "Козел на саксе"?
1-й зритель: - В одном из интервью он сказал, что это не его, он любит работать в ансамбле. Вот перечисляем-перечисляем его работы, а какие из них все-таки самые-самые? Вы можете назвать?
2-й зритель: - Да, могу. На мой взгляд, прежде всего Чонкин в спектакле режиссера Валерия Тищенко. Здесь стопроцентное попадание даже не в природу - в тип артиста. И столько русского - и туповатость солдатская, и хитроватый практицизм, и добродушная наивность, и животная сила - всего не перечислишь! Хотя, думаю, бравый солдат Швейк тоже был бы в его возможностях. И вторая роль - Митя Яблоков в "Театральном романсе" по пьесе Ал.Толстого "Кукушкины слезы", где он вновь, как и в "Женитьбе", дирижирует действием. Потанин в своей стихии: собирает со зрителей деньги, угощает их шампанским, хлопотливо суетится, пытаясь устроить судьбы героев. Лицедей в своей стихии! Да, немало сыграно ролей за 35 лет. И юбилей артист встречает во всеоружии: специально для него поставлен спектакль "Входит свободный человек" по пьесе Т.Стоппарда.
Еще не видели? Тогда спешите!
Источник: газета "Коммуна" N 74 (26290), 30.05.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014