16 мая в испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики в Воронеже успешно проведено огневое испытание двигателя-демонстратора LM10-MIRA, разработанного КБХА совместно с итальянской фирмой «AVIO».
Задачи первого огневого испытания выполнены в полном объеме, сообщает пресс-служба КБХА.
Проведенное испытание явилось определяющим этапом сотрудничества двух предприятий в рамках исследовательских работ, выполняемых по заказу Итальянского космического агентства (ИКА).
Совместные научно-исследовательские работы ведутся КБХА и "AVIO" с 2007 года и предусматривают создание демонстрационного жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) тягой 7,5 тонны, работающего на компонентах топлива "кислород - сжиженный природный газ (СПГ)" и выполненного по безгазогенераторной схеме.
Двигатель-демонстратор LM10-MIRA разрабатывается с целью модернизации жидкостной верхней ступени новой модификации РН "Вега" (вариант "Е"), что нашло отражение в планах Европейского космического агентства.
РН "Вега" является итальянским носителем, разработанным "AVIO" в рамках европейской космической программы. 30 апреля 2014 года состоялся третий успешный запуск данной РН. В настоящее время "AVIO" уже начаты работы по указанной модернизации РН "Вега", осуществляемой головной компанией ELV.
Совместные работы по созданию двигателя LM10-MIRA выполнялись на основании согласованных технических спецификаций в строгом соответствии с этапностью и стандартами, принятыми европейским космическим сообществом.
В обеспечение выполнения работ была организована совместная рабочая группа ведущих специалистов КБХА и AVIO, успешно осуществивших полный комплекс этапов разработки, изготовления и испытаний двигателя-демонстратора.
Испытаниям двигателя предшествовали огневые испытания энергетической установки, успешно проведенные в испытательном комплексе КБХА в 2012 году и подтвердившие работоспособность камеры КБХА со смесительной головкой "AVIO".
Двигатель, изготовленный на производственной базе КБХА, включает два агрегата собственной разработки "AVIO" – смесительную головку камеры сгорания и турбонасосный агрегат горючего, работоспособность которых полностью подтверждена во время огневого испытания.
Двигатель-демонстратор на топливе "кислород-СПГ" создается на основе кислородно-водородного двигателя РД0146, разработка которого ведется КБХА по заказу Роскосмоса. К настоящему времени проведено 77 огневых испытаний двигателя РД0146 с суммарной наработкой более 4000 секунд. Все испытания были успешны.
Использование безгазогенераторной схемы подтвердило высокую надежность, простоту конструкции и хорошие эксплуатационные характеристики двигателя-демонстратора.
В испытании, проведенном 16 мая 2014 года, приняли участие представители ИКА, головной компании "ELV" и компании "AVIO".
Комплекс совместных работ по созданию двигателя-демонстратора осуществляется под эгидой Федерального космического агентства России, в полном объеме обеспечившего проведение необходимых нормативных и законодательных процедур по межгосударственному сотрудничеству.
В 2014 году серией огневых испытаний двигателя на стенде КБХА научно-исследовательские работы по созданию демонстрационного двигателя завершаются.
По итогам работ Итальянским космическим агентством и Роскосмосом будет принято совместное решение о направлениях и перспективах дальнейшего сотрудничества.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014