Штрихи к портрету | Ведущая актриса Воронежского академического театра драмы имени А.В.Кольцова Заслуженная артистка России Надежда Леонова вновь заставила говорить о себе новыми блестящими театральными работами
Надежда Леонова. Фото из личного архива Н.Леоновой
Как-то в интервью мы говорили о двойном вашем имени – Настя-Надежда. За это время появилось новое поколение зрителей. И не могу не спросить: как урожденная Надежда стала Настей Леоновой? И как сегодня Настя превращается в Надежду Константиновну?
- Это такое сибирское коренное преобразование - оттуда, из детства. Прилепилось ко мне имя Настя. Почему-то меня называли именно так.
- Может, родителям надо было подумать, прежде чем называть тебя Надеждой?
- Папа очень хотел, чтобы появилась Надежда Константиновна.
- Но жизнь взяла свое?..
- Да, и в Воронеже меня тоже стали называть Настей, даже не зная сибирской предыстории. Режиссер Глеб Дроздов сразу же окрестил меня Настей.
- Прямо мистика какая-то...
- Говорят, это хорошо. Есть поверье, что настоящее имя должно быть тайным.
- Превращение в Надежду Константиновну идет с трудом?
- Теперь уже легче. На курсах, где я преподаю, меня зовут исключительно по имени-отчеству. И я начинаю привыкать. Хотя в театре меня еще порой называют «Настасьей Константиновной». К сожалению, сужается круг людей, для которых я была Настей. Мне было очень уютно жить с этим именем. А теперь постепенно становлюсь Надеждой Константиновной, хотя и не ощущаю полной внутренней гармонии с этим именем.
- Тогда перейдем к творчеству. Сыграно несколько десятков ролей, большинство из них - главные. Наверное, трудно помнить все?
- Трудно, но мы, актеры, помним.
- Какие из них можно назвать этапными, ставшими вехами на творческом пути?
- В первый раз говорю об этом, раньше не могла сформулировать: у меня этапные роли все такого драматического плана, с надломом. Саша в "Старом доме" Казанцева. Отец у нее пил, судьба трудно складывалась. Роль в "Свалке" Алексея Дударева - тоже надрывная. Еще один этап - "Ненормальная" Надежды Птушкиной - опять надлом! Потом был "Дом Бернарды Альбы" Лорки и вот сейчас - "Как я стал…" Ярославы Пулинович.
- А Кручинина в "Талантах и поклонниках"?
- Нет. Эту роль должна была играть Людмила Александровна Кравцова, но выпало мне. Менять концепцию было уже поздно. И у меня сложилось ощущение, словно на мне богатое платье, не для меня сшитое. Сама бы я сделала эту роль немного по-другому.
- Роль стареющей спивающейся актрисы ТЮЗа в спектакле Никиты Рака "Как я стал..." - несомненно, большая удача. Трудно далась эта работа?
Не было никаких сложностей. Только в начале, когда шло распределение ролей, режиссер сказал: "Вы же клоун, а мне как раз и нужен клоун". Я немного напряглась. Но это быстро прошло. Никита Рак позволил мне раскрыться в роли. Это уже не столько профессиональные, сколько человеческие качества. И другие актеры сильно прибавили после работы с ним. Мы все должны быть ему благодарны.
- А работа над ролью в спектакле "Энциклопедия" как складывалась?
- Трудно.
- Потому что Анна Доротея Тербуш - противоположный тебе психофизический тип?
- Да, это совсем не я. Хотя говорят, подобные роли играть легче, но это не тот случай. Возможно, дело в режиссере. Для меня очень важно, с кем я работаю. Кому-то открываюсь, кому-то нет. Перед Никитой, который сам чистый кристалл, хочется играть всеми гранями. А вот Анатолий Иванов был большим психологом, умел извлечь из нас то, что ему было нужно. И ему тоже хотелось открыться. А здесь что-то более умозрительное. Чувствую себя скованной, как будто я - не я. Многое приспособила под себя в этой роли, но не до конца, материал большего не позволяет. Каркас спектакля может разрушиться.
- Мы незаметно подошли к теме актерской зависимости. Да, есть подчинение режиссерскому замыслу, но ведь есть грань, когда зависимость переходит в рабское подчинение, бесхребетность и беспринципность. Эта грань существует?
- Да, конечно. Можно зависеть дисциплинарно, административно, драматургически (роли распределяем не мы). Но надо находить ту грань, за которой начинается разрушение твоей человеческой индивидуальности. Это сложно. Порой бывает страшно. Но переходить эту грань нельзя. Вырабатываются какие-то внутренние законы. Я, например, для себя выработала такой: "Лучше отдать, чем взять".
- Почему женщины в театре проявляют больше стойкости и человеческого достоинства?
- Потому что психология мужчины изначально слабее. У меня к мальчишкам, подросткам такое щемящее чувство, как к бродячим собакам. Они такие незащищенные и такие хорошие. Чуть позже они уже не те. Мужчины редко до конца взрослеют. Застывают на каком-то этапе - и все. Впрочем, в нашей профессии подобное случается и с женщинами. Наша профессия - женская, зависимая. Хочется нравиться. От этого никуда не деться. Поэтому "взрослых" мужчин в театре мало. Да и не в театре в наше время, к сожалению, тоже.
- Бытует мнение, что актерская профессия - не самая богоугодная. Работа в театре - это служение, миссия, или больше притворство, паясничество?
- Это кто как к подобному относится. Для меня наше ремесло раньше было сродни исповеданию. А теперь, скорее, проповедь, хотя, возможно, так говорить нескромно. Театр - проповедничество, такой мощный способ внушения и ведения за собой, что, я думаю, конкуренты могут не выдержать.
- Но и на старуху бывает проруха. При таких возможностях театр их сегодня редко использует. То ли пьес нет, то ли режиссеров...
- Сейчас вообще все измельчало. И мы сами тоже. Наши внутренние компромиссы, страхи, они нас съедают, и ничего не остается. И мы не готовы к своей миссии. Социальная, политическая среда не позволяют.
- А что такое современный театр?
- То же самое, что и несовременный. По сути же ничего не меняется. Внешне - да, но в глубине... Наступает время, и все возвращается на круги своя. Что такое современный театр? Это когда в любых театральных проявлениях есть искренность, честность и правда. А формы могут быть любыми. Установка должна быть нравственная. В институтах это надо молодым изначально закладывать. Мы ведь порой с авторами спорим, порой соглашаемся, а порой и нет. Взять хотя бы роль в спектакле "Как я стал..." Здесь и не моя пластика, и не моя лексика. Но почему они так легко на меня "наделись"? У меня такое мироощущение. Можно и в благополучной семье родиться с таким мироощущением.
- Если бы в ваш театр пришел режиссером Кирилл Серебренников? Или Константин Богомолов? Вы бы остались?
- Была бы моложе, с интересом с ними работала. Но сейчас вряд ли. Хочется тихого разговора, психологического, серьезного, без всяких заморочек. Они не очень-то кому-то нужны, мне кажется. Когда между тобой и партнером горит свеча и идет разговор, который завораживает зрителей, - это другое дело. Но должен быть мощный разговор. И я бы еще добавила, честный разговор. Без приблизительности и лукавства.
- Некоторые актеры говорят, что они растворяются в роли, забывают себя на сцене. Другие, например, Алла Демидова, утверждают, что актерство - набор профессиональных навыков и приемов, которые надо умело применять для достижения нужного эффекта при воздействии на публику...
- Она права. Иначе наступает личностная патология. В этом и парадокс, и сложность актерской профессии. Вроде бы, реально понимаю, что я делаю, осознанно воздействую на аудиторию посредством актерских методологий. И при этом трогаю сердца. Вот такой симбиоз. Этому нельзя научиться, разве только азам профессии. Артист может все делать грамотно, а в зал ничего не летит. Приемы выполняю осознанно. А что летит при этом в зал, - это уже вопрос к небесам.
- Банально спрашивать о мечтах и планах, но... Есть роли, которые бы мучительно хотелось сыграть?
- Я перестала этим страдать. Когда-то хотела Чехова, Еврипида. Но не дают. И ладно. Что дадут, то и сыграю. Во всем можно себя проявить. И можно себя открыть, понять, кто ты такой. Вот Ярослава Пулинович показала мне, что я себя до конца и не знала. Как выяснилось, я характерная актриса.
- А всю жизнь была героиней!
- Из меня делали героиню, заталкивали в эти рамки. Хотя, конечно, многое зависит от материала.
- Воронеж, на ваш взгляд, остается театральным городом? Или он что-то утратил?
- Это мы утратили, а не он. Публику винить нельзя. Ее не обманешь. Публика дает нам понять, когда мы идем не туда. Если бы она всегда аплодировала и рвалась на спектакли, как бы мы поняли, что делаем что-то не так?
- Ваша судьба складывается счастливо?
- С годами из несчастной девочки я превратилась в счастливую женщину. Это не значит, что все в жизни идеально гладко. Но актер должен пережить многое, иначе он не сможет работать.
Беседу вела Екатерина Данилова
Источник: газета "Коммуна" N 67 (26283), 17.05.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014