Имя в искусстве
Именем великого артиста Остужева названа одна из лучших улиц Левобережья Воронежа. Это и понятно, ведь Александр Алексеевич Пожаров (такова его настоящая фамилия) родился в нашем городе и сделал на воронежской сцене свои первые шаги.
Владимир Межевитин
Один из известнейших сегодня на весь мир режиссеров как-то, вспоминая Остужева, рассказывал о своем первом впечатлении от его игры: «Я увидел и подумал, как он странно играет! Так не говорят – говорит он нараспев, странно, совершенно по-другому, в другой манере, чем все артисты, а все в зале, затаив дыхание, слушают, плачут, мужчины плачут - что же это такое! Сколько лет прошло, я стал совсем другим, по-другому смотрю на искусство и понимаю, какой я был дурак, что я не мог оценить гениального артиста. Я тогда постигал "систему Станиславского» и считал, что я умней всех. И я просто не понял, что я недостаточно эстетически образован, и я не оценил ни его замысла тонкого, ни блестящей его техники, необыкновенной красоты голоса и огромного диапазона. Все это прошло мимо. Там были Качалов, Пастернак, молодой совсем Гилельс - элита, цвет Москвы приветствовал его… Немирович-Данченко кричал: "Браво, Остужев! Браво!.." Только со временем я понял, какой это был замечательный человек, величайший актер - Александр Остужев".
Он был из семьи железнодорожников. Отец работал машинистом, да и сам Александр служил чертежником в железнодорожных мастерских, прежде чем увлекся искусством Мельпомены.
Как актер-любитель он появился на воронежских подмостках в 1894 году, в антрепризе A.M. Медведева, в которой и обнаружил свой яркий и многообещающий талант. Вскоре артисты Московского Малого театра, гастролировавшие в Воронеже, выделили его среди других начинающих актеров. Премьер москвичей Александр Иванович Южин пригласил Остужева в училище при Малом театре, тем самым сыграв в его судьбе определяющую роль.
В Москве одаренного воронежца принял на свой курс талантливейший педагог, актер и режиссер, известный реформатор театра Александр Павлович Ленский. Именно он и стал на добрый десяток лет учителем и наставником молодого Остужева, передавая ему секреты профессионального опыта. Ленский утверждал в своей школе принципы психологической подлинности, уделял особое внимание развитию сценической речи, обаяния и изящества, мастерству перевоплощения.
Искусство Александра Ленского отличалось остротой внешнего рисунка, вниманием к деталям, мастерством мимики и грима. Все это он успешно передавал своим ученикам.
Первой работой Остужева в Малом театре стала роль Ромео ("Ромео и Джульетта", 1901). В ней проявился глубокий лиризм таланта актера. В театре Корша в это же время он с поразительным успехом сыграл роль Алеши ("Дети Ванюшина"), раскрыв мятущуюся душу мальчика, не понятого окружающими, косной купеческой семьей. Внутренне близким Ромео в исполнении Остужева был Чацкий ("Горе от ума", 1902). Уже в ранних работах Александра Остужева отчетливо выявились основные особенности его творчества - обаяние, умение неподражаемо создавать сложные героические образы и редкостное владение словом, которым он как никто воздействовал на зрительские сердца.
Играя Жадова ("Доходное место", 1907), он выражал идеи протеста, борьбы с убогой окружающей действительностью. Незнамов ("Без вины виноватые", 1908) в исполнении Остужева выступал в защиту человеческих прав. Социальную трагедию раскрывал актер в образе Освальда ("Привидения" Ибсена, 1909). Во всех своих ролях Остужев подчеркивал героическое личностное начало.
Его персонажами, как правило, были чистые, внутренне прекрасные люди, не желающие мириться с обществом, основанным на лжи, обмане, стяжательстве.
Понимание задач актерского искусства как высокого долга служения народу помогало Остужеву продолжать играть на сцене, несмотря на надвигающуюся глухоту - в 1910 году артист потерял слух. Труд актера превратился для него в подвижничество.
Остужев выработал целую систему приемов, которые давали ему возможность работать в театре с прежним блеском.
В 1920-х годах Остужев выступал перед рабочей аудиторией, считая своей обязанностью просвещение и воспитание зрителя средствами искусства. В это время его образы отличались пафосом социальных преобразований (Карл Моор). Вершинами творчества Александра Остужева в 1930 - 40-х годах стали трагедийные образы Отелло и Уриэля Акосты (одноименная пьеса Гуцкова). В основе образа Отелло, созданного артистом, лежало противоречие между благородной, чистой, полной любви и доверия к людям человеческой личностью и обществом, построенным на социальной несправедливости и национальном неравенстве. Шекспировский спектакль Малого театра благодаря игре Остужева стал этапным в истории отечественной культуры.
Сценические образы Александра Остужева, отмеченные стремлением к идеалу, всегда были значительны и проникновенны. Все свое внимание артист сосредоточивал на выражении внутреннего духовного мира своих героев, их высокого интеллекта, благородства, чистоты, любви к людям. "Основной темой своих героических образов я всегда считал идею добра", - писал Остужев.
Александру Алексеевичу всегда была свойственна романтическая приподнятость исполнения. Страстный пафос и темперамент сочетались в его искусстве с вдохновенностью и искренностью в передаче чувств. Высокий духовный строй героев Остужева находил выражение и в приподнятости интонационного звучания голоса, и в пластическом решении роли, отличавшемся обобщенностью, законченностью, художественным лаконизмом.
За свои выдающиеся достижения он был одним из первых удостоен звания "Народный артист СССР", наград и премий, а самое главное - снискал на долгие годы любовь и обожание зрителей.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 19 (2160), 07.05.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014