Общество | Суд по интеллектуальным правам отклонил на днях кассационную жалобу предпринимателя Олега Толмачева в регистрации товарного знака «Ядрена Матрена»
Алексей Павлов
Пошлость это, господа
Предприниматель Толмачев намеревался зарегистрировать бренд и выпускать водку, пиво и прочие напитки под маркой упомянутой "Матрены". Однако Роспатент сослался на "Словарь русской брани", в котором сказано, что заявленное обозначение представляет собой бранное выражение русского языка.
Но бизнесмен, оспаривая решение, сослался на словарь Ушакова, где это выражение обозначает женщину крепкого телосложения, здоровую, полную "ядреную бабу". Не поленился предприниматель отыскать старую загадку: "Стоит в углу Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают, глотает (печь)".
Доводы двух сторон выходят – и далеко (!) за рамки юридического спора. Если этот спор с юридического языка перевести на русский, то, с одной стороны, можно заметить: "Маразм крепчает" (это - в адрес суда, правда, слова сказаны Эльдаром Рязановым по иному поводу); с другой, вспомнить лекцию о рекламе, которую Владимир Набоков прочитал американским студентам еще в 1957 году на тему: "Пошляки и пошлость".
- Мещане, - сказал Набоков, - питаются запасом банальных идей, прибегая к избитым фразам и клише.
Еще в то время Набоков не просто обличал пустоту обывателя, который "любит пустить пыль в глаза и любит, когда это делают другие", он, по сути, предсказал то, что сейчас сплошь и рядом мы видим в сфере российского бизнеса: за "пылью в глаза" следуют обман и мошенничество. Примеры? Им несть числа - от колбасы с незнамо чем до падающих самолетов.
Вот поэтому, Матрена в загадке для детей выглядит персонажем из фольклора, тогда как Матрена у бизнесмена - просто ядреная баба с бутылкой водки в руке, а то и персонаж, выполняющий "любой каприз за ваши деньги". Не удивительно, что суды по интеллектуальным правам и антимонопольные службы не сидят ныне без работы.
Лапша на наши уши
Воронежское Управление ФАС, например, в акции одной из фирм - "Найдете дешевле - вернем 200% разницы" - усмотрело нарушение антимонопольного законодательства. Акция проходила под брендом "За цены ответим", в этом случае, уподобляясь сленгу рекламистов, можно спросить: а за базар ответишь?
В рекламе одного из воронежских ресторанов, прозвучавших в эфире радиокомпании, специалистов антимонопольной службы насторожили такие слова: "От тебя такое прекрасное шофе! Ты что, с утра уже выпил?" Представители Воронежского управления ФАС не поленились, проверили состав напитка, который рекламирует ресторан, оказалось, что слово "шофе" из устойчивого выражения "подшофе", отделили произвольно: никакого "доброго вина" в напитке не оказалось. За то, что в очередной раз пиарщики пустили пыль в глаза, ресторан был оштрафован на 40 тысяч рублей.
Магазин, представляющий немецкий бизнес, изобрел новый слоган, утверждающий, что жадность - это круто. В этой связи выведен афоризм по случаю дня 8 Марта: "Международный жадный день".
- Хотя формальных нарушений здесь нет, - говорит руководитель Воронежского управления ФАС России Владимир Рохмистров, - но, полагаю, что подобная реклама просто не этична.
Если далекие от творческих исканий люди, в лице судебных и государственных чиновников, делают вполне "творческим" пиарщикам замечания о вкусе, то можно только представить, что могут еще сотворить ищущие новые формы воздействия на граждан труженики рекламы. Впрочем, форм много, но содержание всегда одно: "Лапша - наша, деньги - ваши".
Источник: газета "Коммуна" N 60 (26276), 30.04.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014