Далекое- близкое | Этой весной исполнилось 135 лет со дня рождения автора знаменитого вальса
Существует такое понятие, как «автор одного произведения». Это не значит, что писатель написал только единственную книгу, режиссер снял один фильм, а актер снялся в этом фильме. У каждого творческого человека имеется целый пласт произведений достаточно удачных или не очень, но среди них выделяется одно, создав которое, автор получает всенародную любовь в своей стране, а иногда даже признание мирового уровня. Вспомним уроженца Рамони Александра Серого – режиссера до сих пор всеми любимого фильма "Джентльмены удачи" или Гавриила Троепольского, "Белый Бим" которого переведен на 52 языка мира.
Владимир Ряполов
К числу таких авторов можно отнести и Илью Шатрова. Мало кто не знает его знаменитого вальса "На сопках Маньчжурии". Если кому-то ничего не скажет название, услышав мелодию, он обязательно узнает ее. Этот вальс всемирно прославил военного музыканта и композитора Шатрова, его популярность до сих пор возбуждает интерес к личности автора. Ему посвящено огромное количество работ, статей, исследований как в музыковедческой литературе, так и в научной, особенно в тех регионах, с которыми, так или иначе, пересекалась биография композитора - это Челябинская, Воронежская и Тамбовская области.
Илья Шатров
Родился Илья Алексеевич 135 лет тому назад, 1 апреля 1879 года в небольшом уездном городке Землянск Воронежской губернии (сейчас село Семилукского района). Будущий композитор происходил из купеческой семьи Алексея Михайловича Шатрова, владевшего булочной и чайной.
Когда отца призвали в армию, Илья был еще слишком мал, поэтому семейное дело возглавил его дядя - Михаил. Отец вернулся из армии отставным унтер-офицером Литовского лейб-гвардии пехотного полка и устроился на службу в земство. Возможно, Илья никогда и не стал бы музыкантом, если бы не дядя, купивший ребенку в отсутствие отца балалайку и гармонь. Их будущий музыкант освоил самостоятельно.
После смерти отца в 1893 году семейные дела расстроились, поэтому мать поступила на работу в Землянскую богадельню, а Илью определили через местного уездного воинского начальника воспитанником взвода трубачей в Гродненский гусарский полк в Варшаву. В полковой музыкальной команде Илья овладел барабаном и некоторыми духовыми инструментами. В 1895 году по ходатайству командира полка он был направлен, в порядке исключения, и принят на учебу в Варшавский музыкальный институт, который окончил в 1900 году со званием военного капельмейстера. Окончив институт, Шатров вернулся в родной Землянск, где оставался до 1903-го, и лишь в марте этого же года был назначен капельмейстером или руководителем духового оркестра в 214-й Мокшанский резервный батальон, находившийся в Златоусте.
Перед Русско-японской войной батальон был развернут в полк, для чего в Екатеринбурге сформировали второй его батальон, куда в мае 1903 года со своим оркестром и был направлен Шатров. Как правило, в русских городах ни один праздник не обходился без участия военно-духовых оркестров. Часто они играли в городских садах, парках, на балах, которые давал губернатор, а капельмейстер или дирижер всегда бывал желанным гостем культурных гостиных местных любителей музыки.
Так и было с Ильей Алексеевичем, однако война с Японией не дала ему возможности спокойно продолжить службу в Екатеринбурге. В Златоусте началось формирование новых частей: 214-го Мокшанского и 282-го Черноярского пехотных полков, поэтому второй батальон, при котором состоял оркестр, был переброшен назад в Златоуст к Мокшанскому полку. Летом 1904-го завершилось комплектование воинских частей, а 30 июня в Златоуст прибыл император Николай II, сопровождаемый многочисленной свитой. Был проведен военный парад, на котором оркестр под руководством капельмейстера Шатрова играл перед государем. Затем император Николай Александрович сказал напутственную речь и благословил полки на войну с Японией.
4 июля 1904 года Златоуст торжественно проводил Мокшанский полк на войну, а 31 июля он прибыл на Дальний Восток в Маньчжурию, в Мукден. Полк занял позиции на левом фланге русской армии - под Ляояном на Далинском перевале, который успешно оборонял во время ляоянских боев. Февральское сражение 1905 года под Мукденом прославило имя Мокшанского полка. 18 февраля полк вступил в сражения с атакующими силами японской армии. Мокшанцы десять дней держали оборону и контратаковали неприятеля. Они не позволили японцам окружить русские войска и прикрывали отступление армии. В одном из самых тяжелых и кровопролитных боев полк сам попал в окружение и постоянно подвергался атакам противника.
В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник П.П.Побыванец, чтобы поднять воинский дух своих солдат и вывести их из окружения, отдал приказ: "Знамя и оркестр — вперед!.." Илья Алексеевич вывел свой оркестр из окопов, приказал играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Солдаты ринулись в штыковую атаку и прорвали окружение. В бою погиб командир полка, от 4000 состава полка в живых осталось 700 человек, а из состава оркестра - только лишь семь музыкантов.
За этот подвиг все музыканты были награждены военными наградами, а Илья Алексеевич приказом командующего 1-й Маньчжурской армии от 2 апреля 1905 года "за усердную службу при военной обстановке" отмечен серебряной медалью с надписью "За усердие".
В тот же год, 24 октября, он был вновь удостоен такой же медали, что стало нарушением правил награждения: дважды вручена одна и та же медаль за один подвиг. Поэтому новым приказом вторую серебряную медаль заменили на золотую. Вскоре Шатров получил первый гражданский чин - коллежского регистратора, и, став дворянином, мог претендовать на военный орден, что больше соответствовало его воинским заслугам перед Отечеством.
20 января 1906-го за отличия в войне против японцев Илья Алексеевич был награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами.
После окончания войны Мокшанский полк чуть меньше года находился в Маньчжурии и лишь в мае 1906 года был переведен на постоянное свое место дислокации назад в город Златоуст. Ужасы войны, страдания, смерть близких по духу людей, которые из подчиненных музыкантов стали товарищами, членами одной семьи, гибель любимого всеми командира полка долгое время разрывали душу Илье Алексеевичу. И в этих страданиях родилось произведение, прославившее его, теперь уже можно сказать в веках: вальс "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии" (ныне известен под названием "На сопках Маньчжурии").
Сам автор нигде не указал, при каких обстоятельствах была написана мелодия, возможно, это было как минутное вдохновение, а возможно, длительный, мучительный процесс. В сентябре 1906-го полк перевели в Самару, где произошло знакомство Шатрова с композитором О.Ф.Кнаубом, который помог Илье Алексеевичу завершить работу над вальсом, сделать его цельным, а затем и издать ноты.
В 1907-м, в Самаре, появилось первое нотное издание вальса, и впервые он был исполнен в городском саду. Популярность его была так велика, что до 1911 года ноты были переизданы 82 раза. Появились граммофонные пластинки с записью вальса, исчисляемые десятками тысяч штук. На музыку было положено несколько вариантов стихов.
Наибольшее распространение получили слова, которые принадлежали русскому поэту и писателю Степану Петрову, известному по псевдониму Скиталец.
Записи вальса выпускались на граммофонных пластинках
Проживая в Самаре, Илья Алексеевич влюбился в молодую девушку, Александру Шихобалову, для которой написал новый вальс "Дачные грезы", который также стал пользоваться большим успехом. Однако в 1910 году Шатрова постигло горе. Любимая скончалась, полк был расформирован, и в такой тяжелой обстановке он создал свое новое сочинение "Осень настала". Оказавшись в запасе, Илья Алексеевич, будучи автором произведений, звучавших по всей России, оказался в нищете. Беда вся в том, что фирмы, занимавшиеся грамзаписью, выплачивали автору разовое вознаграждение, а всю прибыль с тиража грампластинок забирали себе.
Шатрову с трудом удалось в судебном порядке доказать свое авторское право на получение процента прибыли с продажи его произведений. Да к тому же, как и всегда, находились проходимцы, пытавшиеся оспорить авторство Шатрова на знаменитый вальс и приписать его себе.
До октября 1917 года Илья Алексеевич проживал в Самаре; революцию встретил настороженно, пытался уехать, но, добравшись до Новониколаевска (сейчас Новосибирск), был свален тифом. Пришел в себя, когда город уже был занят большевиками, которые не преминули мобилизовать его в Красную Армию и назначить капельмейстером в один из полков пятой армии. По окончании Гражданской войны, в 1921 году, Шатров был демобилизован.
До 1930-х годов служил преподавателем музыки, затем вновь был призван в армию в качестве капельмейстера в кавалерийскую школу Тамбова.
Будучи человеком военным, в этой должности он встретил Великую Отечественную. Руководил оркестром одного из танковых полков Красной Армии. Войну закончил, награжденным двумя медалями "За отвагу", "За боевые заслуги" и орденом Красной Звезды.
В годы Великой Отечественной и Советско-японской войн вальс пережил второе рождение: появились новые слова, но музыка осталась прежней, напоминая о событиях сорокалетней давности, когда русская армия терпела поражения на сопках Маньчжурии.
С 1947 года Илья Шатров служил дирижером военного оркестра 100-го полка 31-й гвардейской механизированной дивизии в Закавказском военном округе. Здесь ему присвоили звание майора. Когда ушел в отставку в 1951 году, вернулся в Тамбов, где стал заведовать музыкальной частью суворовского училища.
Не стало знаменитого композитора 2 мая 1952 года, похоронен Илья Алексеевич на городском Воздвиженском кладбище.
Что касается знаменитого вальса "На сопках Маньчжурии", то он до сих пор жив. Он использовался в художественных фильмах, его исполняли выдающиеся оперные певцы России, такие как С.Я.Лемешев, И.С.Козловский. Сейчас его поет Дмитрий Хворостовский.
Источник: газета "Коммуна" N 59 (26275), 29.04.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014