Дата | 12 апреля исполняется 53 года со дня полета первого космонавта планеты Юрия Гагарина
Юрий Гагарин. Этот снимок фотокорреспондент «Коммуны» Владимир Майоров
сделал за год до гибели первого космонавта на аэродроме Брянска
В советское время слова "спутник", "космонавт", "Гагарин" были интернациональными, одинаково произносились в разных странах мира и были понятны без перевода. Время и иные идеалы многое стирают из памяти. Между тем остается неизменным то, что земляки-воронежцы внесли большой вклад в организацию полета Юрия Гагарина, своим трудом способствовали развитию отечественной космонавтики. Об одном из тружеников космической отрасли, чье имя известно лишь узкому кругу специалистов Конструкторского бюро химавтоматики, – наш рассказ.
Александр Кажикин
Пресс-служба ОАО "КБХА"
Первопроходцы советского ракетостроения, родоначальники пилотируемой космонавтики - инженерные гении своего времени. Лица и имена этих людей, осуществивших исторический прорыв в космос, невольно ассоциируются с учеными мужами, впитавшими с юных лет суть механики и математики. Листая пожелтевшие страницы их личных дел, первое, на что обращаешь внимание, - происхождение: "родился в семье крестьян…", "из крестьян-середняков...", "родился в деревне...".
Так вот они какие на самом деле - советские первопроходцы космоса, победившие в интеллектуальной гонке рафинированного немецкого аристократа Вернера фон Брауна, который и в гитлеровской Германии, и в последующие годы в США считался светилом ракетостроения.
Воронежец Василий Петрович Кошельников - крестьянский сын. Родился он 13 января 1922 года в небольшом селе Бурляевка тогдашнего Елань-Коленовского района Воронежской области.
Василий Петрович Кошельников. Фото из архива ОАО "КБХА"
Детство Василия Кошельникова, прошедшее в переездах родителей по стране, завершилось возвращением на малую родину. А в 1939 году он поступил на физико-математический факультет ВГУ. Детская мечта об авиации не оставила его и в университете.
В 1941 году, по окончании второго курса, в роковые месяцы начала Великой Отечественной войны, Василий Кошельников окончательно решает направить свои силы в прикладное русло - авиастроение, роль которого в военных сражениях к тому моменту была очевидна. Он переводится в Воронежский авиационный институт и параллельно начинает работать рядовым слесарем на авиазаводе
Линия фронта неумолимо приближалась к Воронежу. В декабре 1941 года Василий Кошельников вместе с эвакуированным институтом переехал в Ташкент. Параллельно с учебой трудился электромонтером.
Вместе с Победой над фашизмом в 1945 году эвакуированные организации начали возвращаться к привычным трудовым будням. Институт в Ташкенте был расформирован, и Василию Кошельникову пришлось перевестись в Куйбышевский авиационный вуз.
Но и на этом его ученические мытарства не закончились: он тяжело заболел. После долгого лечения, длившегося почти год, он снова перевелся, теперь уже в прославленный Московский авиационный институт, который с отличием окончил в 1952 году.
Кто знает, как бы сложилась дальнейшая его судьба, если бы не неуемный характер главного конструктора Воронежского ОКБ-154 (ныне КБХА) Семена Ариевича Косберга, который в послевоенные годы лично искал кадры перспективных молодых инженеров в ведущих технических вузах страны. Смекалистого, умелого практиканта Семен Ариевич заприметил сразу и не отпустил уже из своего КБ.
Как и Сергей Павлович Королев, он умел ярко, красочно обрисовать открывающиеся перспективы и действительно предоставлял совсем юным специалистам увлекательную работу. Трудно поверить, но пройдет меньше десяти лет после окончания МАИ, и Василий Кошельников будет среди соавторов исторических побед Советского Союза в освоении космоса.
10 февраля 1958 года Косберг впервые знакомится с главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым. Эта встреча знаменует начало плодотворного сотрудничества двух предприятий.
А на следующий день выходит постановление Правительства страны о разработке ракетного двигателя тягой пять тонн для третьей ступени блока Е космической ракеты 8К72, выводившей на орбиту первые искусственные спутники Земли. За обезличенными индексами секретного документа стояло ни много ни мало - горячее желание Королева создать первую в мире трехступенчатую космическую ракету, которая должна помочь осуществить первый в истории человечества полет к Луне.
После выхода того памятного постановления на Василия Кошельникова возложили полномочия ведущего конструктора этого двигателя. Какими словами выразить всю ответственность и сложность, свалившуюся на его плечи? Василию Петровичу на тот момент исполнилось 36 лет. Сможет ли он? Ведь необходимо было разработать первый в истории человечества ракетный двигатель, который сможет включиться и уверенно работать в безвоздушном пространстве. Никто раньше ничего подобного не осуществлял.
Семен Косберг был мудрым человеком. Он знал, что двигатель Королеву нужен позарез и в предельно сжатые сроки - ведь американцы буквально наступали на пятки. Говорил он о срочности работ, конечно, и Кошельникову, но вот сказал ли ему, что до воронежцев от этого срочного задания уже успели отказаться ведущие двигателестроительные КБ страны? Пожалуй, это информация была уже лишней для подчиненных, ведь Косберг не знал слов "могу" - "не могу", он знал только одно слово - "надо!". И Василий Петрович его не подвел.
Вместе с коллегами в рекордно короткий срок - менее семи месяцев - он обеспечил разработку двигателя. Для сравнения: современные ракетные двигатели могут создавать многие и многие годы. За эти месяцы двигатель не просто с нуля сконструировали: изготовили в металле 44 его экземпляра, провели 28 стендовых огневых испытаний и три испытания с сентября 1958 года - в составе третьей ступени. А второго января 1959 года впервые в мире двигатель в составе ракеты был запущен в условиях безвоздушного пространства и впервые в мире обеспечил достижение второй космической скорости.
12 сентября 1959 года с помощью ракеты-носителя "Луна" на поверхность естественного спутника Земли доставили вымпел СССР, а 4 октября того же года провели облет Луны с фотографированием ее обратной стороны.
Потрясающие победы страны Советов в освоении космоса стали предметом бурного обсуждения во всем мире. А Сергей Павлович Королев вместо передышки ставил все более смелые цели: запуск первого человека в космическое пространство. В соответствии с постановлением Правительства от 22 мая 1959 года ОКБ Косберга поручают разработку ракетного двигателя для третьей ступени ракеты-носителя "Восток".
За основу взяли двигатель "лунной" ракеты, а значит, выбор ведущего конструктора оказался предопределен. Василий Кошельников возглавил и эти работы.
Двигатель получил повышенную надежность и улучшенные технические характеристики. Во многом это было обеспечено за счет замены камеры сгорания, которую в готовом виде предоставляли специалисты Королева, на более легкую и экономичную камеру, созданную воронежцами по собственной инициативе.
Первое летное испытание двигателя в составе ракеты было провели 22 декабря 1960 года. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил на ракете "Восток" свой легендарный полет на орбиту Земли, открыв для человечества эру пилотируемой космонавтики. Несколькими метрами ниже, под его космическим кораблем, в составе третьей ступени ракеты уверенно отработал положенные по программе секунды двигатель воронежцев. Это был всего лишь семнадцатый по счету экземпляр, изготовленный на производстве.
17 июня 1961 года после отгремевшего триумфа советской науки и техники настоящие победители советско-американской космической гонки, так и оставшиеся в тени секретности и режима, получили заслуженные награды. Был среди них и Василий Кошельников. За вклад в полет Юрия Гагарина он был удостоен высшего ордена Советского Союза - ордена Ленина.
В последующие годы с помощью созданной ракеты были обеспечены все одиночные пилотируемые запуски в Советском Союзе. Герман Титов, Алексей Леонов, Валентина Терешкова и многие другие космонавты прочувствовали мощь воронежского двигателя, завершавшего вывод их кораблей на орбиту.
Вот они, незаметные герои космической гонки! Второй справа - Василий Кошельников Фото из архива ОАО "КБХА"
Говорят, что везет сильнейшим. Вот и у Василия Петровича Кошельникова после знаменательных успехов в создании двигателей для космических ракет Королева список выдающихся достижений был продолжен на ниве разработки уже боевой техники.
Карибский кризис 1961 года со всей очевидностью показал, что холодная война между СССР и США требует уверенного преимущества над потенциальным соперником не только в космосе, но и в ядерном вооружении.
Советскому Союзу была крайне нужна хорошо защищенная стратегическая ракета, способная находиться в постоянной боевой готовности. В 1963 году КБ главного конструктора В.Н.Челомея приступает к созданию межконтинентальной баллистической ракеты УР-100.
На ОКБ Косберга возлагается задача разработки двигателей для первой ступени этой ракеты. Ведущими конструкторами стали уже опытные Василий Кошельников и Юрий Гарманов.
Редкая архивная фотография. 13 апреля 1961 года специалисты, в том числе главный конструктор ОКБ-154 (КБХА) Семен Косберг,
осматривают спускаемый аппарат космического корабля "Восток", на котором вернулся с орбиты Юрий Гагарин
На первой встрече с Челомеем Семен Косберг, объясняя свои соображения по новому заданию, так представил ведущего конструктора Кошельникова: "Это лучший наш специалист в области космических двигателей". Ни капли восхваления в тех словах не было. Уже в 1967 году стратегическую ракету с новыми воронежскими двигателями приняли на вооружение, и долгие годы она несла боевое дежурство. Общее количество развернутых ракет УР-100 в различных модификациях превысило тысячу штук: она стала самой массово выпускаемой за всю историю страны.
За успешную разработку двигателей для боевой ракеты УР-100 в 1967 году Василий Кошельников был удостоен Государственной премии СССР.
В 1972 году Василий Петрович возглавил еще один удивительный проект - создание газодинамического лазера. Мечты фантастов - гиперболоид инженера Гарина - начали воплощаться в реальность. В первый же год разработки на опытном образце лазера впервые в СССР была получена непрерывная генерация излучения.
К сожалению, в конце 1975 года Василий Петрович тяжело заболел и вскоре получил вторую группу инвалидности. В заявлении на имя руководителя предприятия в январе 1976 года он написал: "Прошу освободить меня от занимаемой должности ведущего конструктора темы и перевести на другую работу (после лечения)".
Василий Петрович был готов бороться с болезнью и продолжать трудиться на благо Родины, но уже 17 марта его не стало.
В наследие Василий Кошельников оставил соотечественникам удивительные разработки, ставшие достоянием мировой истории, и пример смелого дерзновенного труда, для которого нет границ и рамок невозможного.
Источник: газета "Коммуна" N 51 (26267), 11.04.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014