Сегодня – Всемирный день театра
Сцена из спектакля «Игроки».
"Игроки" Воронежского камерного - страшноватый спектакль о всеобщем мошенничестве
В советские времена пьеса Н.Гоголя "Игроки" не ставилась. Какая там карточная игра? Разве что в преферанс по три копейки. Удивлялись Герману в "Пиковой даме" - неужели можно сойти с ума от слов "тройка, семерка, туз"? О том, что сам Пушкин проигрывал многие тысячи (также Некрасов, Достоевский и даже моралист Лев Толстой), почти никогда не упоминалось. Но перемены в нашей жизни вдруг сделали эту пьесу самой популярной в гоголевском наследии. С начала ХХI века только в Воронеже она поставлена дважды - Михаилом Поляковым в ТЮЗе в 2001 году и Михаилом Бычковым в Камерном театре в текущем сезоне. Я уж не говорю о постановках в стране, хотя некоторые видела, и ссылки на них будут.
Людмила Романова,
театровед
У спектакля Камерного - зловещее начало: больше похожий на прислужника в аду, чем на обычного трактирного слугу Алексей (Народный артист России Александр Тарасенко) открывает двери перед Ихаревым (Заслуженный артист Воронежской области Андрей Новиков) и под зловещую музыку тот переступает порог трактира с номерами. Пространство комнаты неуютно: стол, стулья и какой-то верстак, который то задвигают в дальний угол, то, наоборот, приближают к зрителям.
Прорезанные окошки могут мгновенно перекрываться досками. Занавес тоже из досок. Ощущение неуюта, временности пребывания физически ощутимо (художник Эмиль Капелюш).
Такое начало сразу создает ощущение тревоги, которое нарастает по мере появления действующих лиц. И сам герой очень мрачен, как будто он не выиграл только что 80 тысяч и не обладает заветной колодой, над которой трудился почти полгода, чуть не ослеп. И ищущие знакомства Кругель (Заслуженный артист России Юрий Овчинников) и Швохнев (Василий Марков) - ну просто кувшинные рыла, говоря языком того же Гоголя.
Атмосферу разряжает только появление Утешительного (Вадим Кривошеев) - веселого малого, помогающего растопить лед и склонить Ихарева к игре. Ах, как упоительно легок был в этой роли Олег Меньшиков в спектакле "Товарищества 814"! Жизнь для него была игра, а игра - жизнь. Просто не верилось, что столь обаятельный артистичный человек мог разыграть такую дьявольскую интригу.
А то, что Утешительный здесь главный, - понятно с его первого появления. Он - пружина действия. Он приводит сюда и Глова-старшего (наиболее близкая к традиционной работа Заслуженного артиста России Бориса Голощапова), и Глова-младшего (очень искренний обаятельный Михаил Гостев).
Но самое удивительное создание Утешительного - чиновник Замухрышкин. В исполнении Владислава Моргунова это исполненный достоинства (вопреки говорящей фамилии) человек, после знакомства с которым недоверчивость Ихарева окончательно исчезает.
Ну не может же в самом деле подобный персонаж оказаться жуликом! Увы! Помнится, в спектакле ТЮЗа Камиль Тукаев очень эмоционально произносил финальный монолог о "надувательской земле" - России. Он и плакал, и катался по полу, не в силах поверить, что кто-то превзошел его в обмане. В какой-то мере его Ихарев был своего рода романтиком карточной игры.
Совсем не то у Новикова. Его герой сдержан, не дает воли чувствам и, кажется, даже не очень удивлен таким оборотом дела. Да, он раздосадован, конечно, но в принципе готов к аферам - ведь он и сам аферист. Урок усвоен: впредь он будет еще осторожней, драгоценная "Аделаида Ивановна" с ним - а значит, вперед, к новым мошенничествам! Сухость и невозмутимость героя - примета сегодняшнего дня, когда человека, кажется, и не удивишь ничем.
Сама стихия игры, кажется, совсем не интересует режиссера, хотя ее волнения и привлекательность воплощены в образах четырех дам всех мастей, которые время от времени возникают за окнами в моменты игры (их роли исполняют "звездочки" Камерного Анастасия Новикова, Татьяна Бабенкова, Екатерина Савченко, Людмила Гуськова). Это единственный женский "след" в произведении по Гоголю, у которого, как известно, в пьесе совсем нет женщин. Помнится, в спектакле Сергея Юрского в "Антрепризе-ХХI век" присутствовала "Аделаида Ивановна" (Наталья Тенякова): изготовленная героем крапленая колода карт. Но дело, конечно, не в картах. Что стоит за этим азартом, за мошенничеством, за усилием сорвать большой куш? Желание приобрести все и сразу.
И как можно скорее. То желание, которым обуреваемо сейчас большинство наших соотечественников. Гоголевским игрокам хоть присуще было наслаждение от игры, восхищение собственной дерзостью, смелость авантюристов.
Игра не только ради денег, но ради самой игры. Эти мотивы читались и у Юрского, и у Меньшикова. В нашем тюзовском спектакле все было уже жестче, а в финале, когда Ихарева замуровывают в похожем на подвал номере, и вовсе становилось страшно.
И у Бычкова - страшноватый спектакль. Костюмы Елены Орловой подчеркивают вневременность рассказанной истории: Ихарев в соответствующей эпохе одежде и даже в гамашах (равно как и Замухрышкин), Кругель в военно-отставном мундире, Швохнев и оба Глова - в потертых сюртучишках, а Утешительный - в чем-то клетчато-американском. Может, это намек на страну, откуда к нам пришло обожествление денег? Русской натуре ведь это несвойственно? Вот швырнуть 100 тысяч в огонь, как Настасья Филипповна Достоевского - это по-нашему! А может, спектакль Бычкова - о том, что русская натура уже переродилась?
Источник: газета "Коммуна" N 42(26258), 27.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014