Далекое – близкое
Михаил Вязовой
(Продолжение. Начало в N41).
Детство мое прошло в другом регионе. Я отчетливо помню, как на запряженной лошадкой телеге, груженной таинственными причиндалами, на базарную площадь степенно въезжал фотограф в черном цилиндре и громовым голосом объявлял: «Снимаю и увеличиваю портреты!» В арсенале фотопередвижника, кроме громоздкой деревянной фотокамеры и штатива, было черное покрывало, магниевая вспышка и рисованный фон, причем с одной стороны он был светло-серым, а с другой - сюжетным. Обычно рисовали незамысловатый пейзаж с фигурой человека и отверстием вместо лица.
Клиент вставлял в него лицо и ждал, когда сработает затвор фотоаппарата. Хотя затворы тогда были редкостью, и часто вместо него фотограф ловко снимал с объектива крышку и, описав небольшой круг, быстро возвращал ее на место.
Еще одна пока не изученная страница борисоглебской светописи ждет своего исследователя. Известно, что в 30-50-е годы прошлого века в Воронеже при областном управлении культуры был фотоотдел с правом издательской деятельности. В Борисоглебске в 19571958 годах подобной деятельностью занималась Артель имени Парижской коммуны. За два года работы артель издала несколько почтовых карточек и новогодних фотооткрыток большим тиражом - 10 тысяч экземпляров. Ответственным за выпуск был П.П.Соколов.
28 мая 1941 года. За месяц до войны. Автор неизвестен
Некоторые подробности фотографической жизни города мы узнаем спустя почти столетие. В Борисоглебском государственном архиве мне не сразу принесли две толстые папки с желто-коричневой бумагой. Перевязанные самодельной конопляной веревкой и покрытые слоем исторической пыли, они не производили впечатление документов, которыми часто пользовались. Заметив мое недоумение, сотрудница архива сообщила, что за 25 лет работы она сама берет эти папки впервые.
Не без трепета листаю страницы книги приказов Борисоглебской госфотографии, фонд 129, дело 1. Начата 6 марта 1941 года, окончена 22 июня 1951 года.
Из документов видно, что уже на четвертый день войны 25 июня 1941 года на госстудиях ввели режим светомаскировки, противопожарной и противовоздушной обороны. Всем сотрудникам под личную роспись вменялось не курить в помещениях, не зажигать свет и свечи, иметь запас воды в ведрах и кадках.
Через месяц в связи с призывом фотографов на фронт некоторые студии пришлось временно закрыть. В сохранившихся - место мужчин заняли женщины. Вчерашние лаборанты, ретушеры, приемщики заказов и даже ученики стали за камеры. Страницы архивного дела скрупулезно отмечают движение расходного материала и изменение кадрового состава госфотографий: фотографы А.Н.Суязова, А.С.Внушинская, А.П.Лосева, ретушер Зинаида Кавешникова. Десять послевоенных лет директором Борисоглебской госфотографии была Нина Григорьевна Соловьева. Кроме собственно фотографов здесь работали бухгалтеры, ретушеры, заведующие складом, дворники, кучер и истопники.
Все нехитрое имущество было на материальной ответственности бригадира и заведующей: деревянные дорожные фотокамеры, тяжелые деревянные штативы, объективы, софиты, прожектор для эффектного контрового освещения, увеличитель, мультипликатор, обязательно, и не одно, черное покрывало, ванна для проявления и несколько дубовых рам для фона.
В семьях борисоглебцев и в альбомах их, разъехавшихся по всей стране, в музеях еще хранятся или пожелтевшие, или специально тонированные в сепию фотокарточки на твердом картонном паспарту с непременным оттиском - фотографическим бланком - визитной карточкой фотомастера: Павла Попова, Аркадия Пономарева, Василия Алгебраистова и других скромных тружеников светописи. В музее Борисоглебского драматического театра имени Н.Г.Чернышевского хранятся предвоенные газетные вырезки с фотоснимками спектаклей, выполненными А. Жаботинским, Р. Ромуальдовым и другими.
Борисоглебцы считают своим земляком и ветерана войны, филолога, старшего преподавателя кафедры русской и зарубежной литературы Борисоглебского педагогического института, а по совместительству и внештатного фотокорреспондента журнала "Огонек" 30-60-х годов прошлого века Валерия Аристарховича Афанасьева. Его рассказы, очерки и фотографии публиковались в центральной и местной печати. Афанасьев был одним из исследователей творчества борисоглебского писателя Виктора Кина.
В этом втором по величине городе области жил фотограф-коллекционер Виталий Сухов, который затем передал свои артефакты в местный музей.
Сегодня архивы Афанасьева и Сухова не только бережно хранятся в фондах Борисоглебского историко-художественного музея, но благодаря непосредственному участию директора музея Юрия Апалькова, составили основу большой целостной фотоэкспозиции. История светописи продолжается: уже в наше время ученица Сухова Н. Миронкина на первом международном фотоконкурсе "Зоркий-Дружба-50" за фоторепортаж "Мы этой памяти верны" получила "Большую медаль".
В 1970-е годы в зале историко-художественного музея была развернута персональная выставка ведущего воронежского фотожурналиста Анатолия Федоровича Галкина. Фотомастер сам был на открытии экспозиции и провел, как бы сейчас сказали, мастер-класс для любителей светописи, которых собралось в этот день полон зал. Всего была представлена 71 работа большого формата. Рецензент статьи о выставке врач В. Разумов (борисоглебская городская газета "Строитель коммунизма", N 486) выделяет снимок, изображающий строительство Нововоронежской атомной электростанции, "Для мирного атома".
(Окончание следует)
Источник: газета "Коммуна" N 42(26258), 27.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014