27 марта – Всемирный день театра
|
Олег Янковский |
Хорошо помню свою встречу с молодым Янковским. Было это в самом начале 70-х, когда актер, снявшись в фильмах «Щит и меч», "Служили два товарища", "Я - Франциск Скорина" и "О любви", приезжал в Воронеж.
Владимир Межевитин
Памятное общение с ним проходило в уютном зале Дома отдыха имени Дзержинского, где он рассказывал о своих работах в театре и кино. Олег был застенчив и несколько смущался вопросов, задаваемых ему зрителями. Тем не менее обаяние начинающего артиста, доброжелательность и свет, исходящие от него, почувствовали тогда многие воронежцы... Потом мы провожали его до автобуса и еще долго говорили о самых разных вещах. Ему желали удачи и новых ролей. Актер зрительские ожидания оправдал. И все последующие годы радовал нас удивительными работами и уникальным талантом.
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане Казахской ССР. Его родители были дворянами (по отцовской линии - польские, по материнской - русские). Отец служил штабс-капитаном в Семеновском полку, в Гражданскую войну перешел на сторону революции и воевал под началом М.Н.Тухачевского. В 1930-е Янковский-старший был отправлен в ссылку вместе с семьей в Казахстан. Благодаря своим незаурядным способностям он стал начальником строительства, но это не спасло его от преследований. Время было суровое. Доносы недоброжелателей и завистников решали судьбы многих людей.
На момент рождения Олега в семье было уже двое детей - Ростислав и Николай. По словам Янковского, первые годы жизни ему запомнились счастливыми и безмятежными, несмотря на то, что страна после войны жила очень тяжело. А потом в одночасье все кончилось. После ареста отца (это произошло, когда они жили в Таджикистане) семья Янковских распалась: старший сын Ростислав уехал в Минск (на родину отца) работать актером в Русский драмтеатр, а мать с Николаем и Олегом - в Саратов. Там они жили буквально впроголодь. Николай подавал большие надежды как актер, однако он не мог бросить свою семью и устроился работать кузнецом. Его зарплаты едва хватало, чтобы прокормить себя, мать, бабушку и младшего брата.
Ростислав забрал Олега к себе, в Минск, хотя у него поначалу дела складывались нелегко. Вместе с женой они жили в мансарде театрального здания, а если точнее - в гримерке. Однажды в театре заболела молодая актриса-травести, игравшая в пьесе А.Салынского "Барабанщица" роль мальчика Эдика, и ей пришлось искать замену. Олега срочно ввели на роль, с которой он успешно справился. С этого момента в его жизнь всерьез вошел театр.
Окончив в Минске школу, Олег Янковский вскоре вернулся в Саратов, где поступил в театральное училище. В годы ученичества он мало выделялся среди своих товарищей, и вряд ли кто-нибудь из них мог предположить, что через каких-нибудь пять-шесть лет Янковский станет одним из самых популярных артистов советского кино. Будучи актером Саратовского драматического театра имени Карла Маркса, он дебютировал в фильме Владимира Басова "Щит и меч" (1967), после чего, как говорят, проснулся знаменитым.
В эти же годы стала успешно развиваться и театральная биография Янковского. В Саратовском театре он впечатляюще сыграл Ненилло ("Рождество в доме синьора Купьелло" Э. Де Филиппе), Мешема ("Стакан воды" Э. Скриба), Князя Мышкина ("Идиот" по Ф.М. Достоевскому), Мелузова ("Таланты и поклонники" А.Н. Островского)… А в 1973 году был приглашен в столичный Ленком благодаря стараниям Евгения Леонова.
Основными свойствами дарования Янковского уже в начале творческого пути были чуткость к партнерам, пластичность, трогательный лиризм, способность к ироническому "отстранению".
В роли Горяева в дебютном спектакле Ленкома удачно использовались его эффектная внешность, притягательность и способность непосредственного контакта со зрительным залом. Последующие роли выявили возможности Олега Янковского в достижении острой характерности, интеллектуального и эмоционального накала, полемичности трактовок. Он предстал перед зрителями как актер, наиболее емко отразивший дух эпохи 1970 - 80-х годов, сознание современного человека, его душевные сомнения и поиски.
Двойственность, характерная для персонажей Янковского, была наполнена пронзительным драматизмом. Индивидуальность артиста складывалась в постоянном смешении героического и характерного, рационального и эмоционального, загадочного и простодушного. "Скупость" выразительных средств, парадоксальность, невероятное обаяние, рождали все эти годы завораживающие, незабываемые образы.
Надо сказать, что приход Олега Янковского в искусство совпал с безусловным подъемом советского театра и кино. Грандиозное развитие кинопроката и кино вообще, в которые государство вкладывало серьезные средства, открывало дорогу на экран многим и многим талантам. Среди них оказался и Янковский.
Среди его театральных ролей - Гансйорг Лаутензак ("Ясновидящий" по роману Л.Фейхтвангера "Братья Лаутензак"), Адам Свицкий ("В списках не значится" Б.Васильева), Аркадий Бурмин ("Парень из нашего города" К.Симонова), Актер, исполняющий роль В.И.Ленина ("Революционный этюд" М.Шатрова), Виктор Трубецкой ("Школа для эмигрантов" Д.Липскерова), Гамлет ("Гамлет" Шекспира), Тригорин ("Чайка" А.Чехова), Петр I ("Шут Балакирев" Г.Горина)...
Параллельно с театром Олег Иванович не прекращал интенсивной работы в кино: "Премия", "Чужие письма", "Сладкая женщина", "Поворот", "Мой ласковый и нежный зверь", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Влюблен по собственному желанию", "Полеты во сне и наяву", "Убить дракона", "Крейцерова соната", "Паспорт", "Мадо, до востребования", "Цареубийца"... Огромный международный резонанс сопровождал один из зарубежных фильмов Андрея Тарковского - "Ностальгию", в которой Олег Янковский исполнил главную роль.
Он был последним Народным артистом СССР (звание получено в декабре 1991-го). После распада Советского Союза Янковский, как и многие другие актеры, снимался редко. Его иногда приглашали работать в Великобританию, Францию, Грецию, Венгрию, но запомнился он больше в российских картинах "Любовник", "Приходи на меня посмотреть", "Царь" (где он сыграл роль митрополита Филиппа). Был в его творческой биографии и телесериал "Доктор Живаго" (там он снялся в одной из главных ролей).
Борясь за возрождение отечественного кино, Олег Иванович организовал вместе с несколькими своими товарищами кинофестиваль "Кинотавр" и возглавлял его много лет...
Смерть Янковского весной 2009 года повергла в шок всех поклонников выдающегося актера, ставшего лицом эпохи, киногероем великой страны и великого кинематографа.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 13 (2154), 26.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014