Далекое – близкое
Некоторые страницы провинциальной фотографии
Михаил Вязовой
Нынешний Год культуры знаменателен сразу несколькими юбилеями воронежской фотографии - в январе 2014 года исполнилось 110 лет воронежскому фотографическому обществу, в сентябре - 50 лет исполнится народному фотоклубу «Экспресс», а в октябре свой пока небольшой юбилей - 15 лет - отмечает Воронежская организация Союза фотохудожников России.
Историю отечественной фотографии создавали не только в областном центре, но и в небольших городах. Борисоглебск на фотографической карте региона проявился еще в XIX веке. Вначале здесь работали заезжие фотографы из соседних крупных городов, а в последней трети века обосновались и свои мастера. Самым маститым из них был И.Ф.Нежельский.
Выходец из крестьян, Иван Филиппович свое фотографическое заведение открыл в 1888 году. Получил известность не только как портретист, но и как автор многочисленных снимков с видами города. Работы Нежельского экспонировались в художественном отделе Борисоглебской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки 1890 года. В петербургском журнале "Всемирная иллюстрация" опубликованы снимки и самой выставки, сделанные Иваном Нежельским. На улице Карла Маркса, 118, до сих пор сохранился деревянный полутораэтажный дом фотографа. Над двустворчатыми филенчатыми дверьми парадного входа размещен двускатный навес на кронштейнах с вензелем "И. НЕ" (Иван Нежельский).
Дом фотографа Ивана Нежельского с вензелем
Другой фотограф - В.Меньшиков - работал в городе в начале ХХ века. Его фотостудия "Модерн" на Гавриловской улице, дом 84, пользовалась большой популярностью.
Одним из немногих фотомастеров, ярко проявивших себя, был Георгий Ильич Фомин, который родился в Борисоглебске в 1878 году. После начальной земской школы он окончил Новохоперское городское реальное училище и отправился в Воронеж. Здесь он так серьезно увлекся фотографией и журналистикой, что та стала его профессией. В 1905 году Фомин становится членом Воронежского фотографического общества и репортером газеты "Воронежский телеграф". Гражданскую и творческую активность молодого фотографа заметили, и вскоре его избрали председателем Воронежского фотографического общества.
Григорий Ильич был редактором журнала "Светопись", попытки издания которого предпринимались дважды - в 1921 и 1924 годах, автором передовой статьи "Фотография и революция". В эти годы он активно сотрудничает с московскими журналами "Искра", еженедельником "Русское слово". Некоторые его большие фотографии были выставлены в окне писчебумажного магазина на Большой Дворянской улице, где их можно было купить. Фомин проявил себя и как краевед, и как издатель. В 1913 году он успешно провел съемки для губернской выставки по народному образованию и издал иллюстрированный отчет.
Осенью следующего года Фомину доверили фотографировать визит в Воронеж царской семьи. Вот как в своих мемуарах вспоминает эту съемку член фотографического общества Илья Иванов:
"Шестого декабря царский поезд прибыл на станцию Воронеж. Привокзальная площадь была пуста - народ полиция оттеснила к дальним тротуарам. За час до прибытия высочайших особ Григорий Фомин был уже на посту. Томительные минуты ожидания, как вдруг к фотографу подходит министр внутренних дел Маклаков.
- У вас есть разрешение на фотографирование?
Фомин подает разрешение губернатора.
- Этого недостаточно. Необходимо разрешение министра Двора.
- Я поступил, как было объявлено господином губернатором.
- Ну, хорошо, а это аппарат? - Маклаков взял камеру в руки, осмотрел ее со всех сторон и молча удалился".
Так получилось, что Фомин успел сфотографировать только посадку царской семьи в автомобиль. Самого царя снять не успел. Зеркальные камеры того времени снабжались отдельными кассетами и оперативностью не обладали. Пока фотограф меняет кассету - уходит драгоценное время.
Уже при советской власти гражданская и профессиональная активность Фомина была замечена одним печально известным ведомством - ОГПУ. Григорию Ильичу еще сравнительно повезло: обвинение в монархической и контрреволюционной деятельности он не признавал, и его приговорили лишь к трем годам лагерей (тех, кто сознался - к пяти).
Примечательная деталь - в архивном деле Фомина есть тюремная фотография с нагрудным номером - 36. Знаковое число для всех фотографов: на стандартной фотопленке - 36 кадров.
В местах заключения он вначале строил Беломоро-Балтийский канал, а затем его как ценного специалиста перебросили на канал "Волга-Москва", где он уже был редактором отраслевой многотиражной газеты. К сожалению, после освобождения Фомин в Воронеж не вернулся, и дальнейшая его судьба не известна.
По воспоминаниям его коллеги по обществу фотографа и телеграфиста Ильи Маркеловича Иванова, у Григория Фомина была прекрасная библиотека и большой фотоархив. До ареста 26 марта 1931 года он проживал в Воронеже на Кольцовской улице, 67 (Дом Щербакова).
Государственные фотографии в городе появились в начале 1930-х годов. До этого при НЭПе процветали лишь частные фотостудии. Борисоглебская госфотография входила в систему бытового обслуживания населения, поэтому и фотографов, работавших в этой системе, называли бытовиками. Кроме четырех стационарных фотографий в районе было и несколько передвижных студий.
(Продолжение следует)
Источник: газета "Коммуна" N 41(26257), 25.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014