Профсоюзы | Сегодня профсоюзным работникам образования удается успешно решать многие вопросы благодаря сотрудничеству с властными структурами
О новациях в системе образования России в последнее время говорят и пишут довольно много. При этом работа профсоюзов по защите интересов педагогов остается в тени.
Тамара Бирюкова
«Коммуна» решила встретиться с председателем Воронежского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамарой Бирюковой, чтобы из первых уст узнать о работе одного из наиболее активных профсоюзных движений Воронежской области, о том, что из намеченного удалось решить и что еще предстоит сделать в ближайшее время.
- Тамара Андреевна, недавно были подведены итоги четырехлетней работы в рамках Соглашения между департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области и областным комитетом профсоюза работников народного образования и науки РФ. В каких условиях проходила реализация Соглашения? Что удалось сделать за это время?
- В последние годы произошли изменения в федеральной и региональной нормативно-правовой базе в сфере образования, продолжилась модернизация этой сферы, шла работа по снижению неэффективных расходов, реорганизации и оптимизации сети учреждений всех типов и видов, по изменению их статуса, переходу на новые образовательные стандарты. Был принят новый Закон "Об образовании в Российской Федерации", начат процесс перехода на эффективный контракт с педагогическими работниками и руководителями образовательных организаций.
В нашей области при активном участии профсоюза и органов власти всех уровней практически решены задачи по доведению зарплаты школьных учителей до средней по экономике региона, воспитателей детских садов до средней в сфере общего образования региона. Удалось сдвинуть с места решение проблемы повышения заработной платы работникам дополнительного образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, интернатных учреждений.
Так, зарплата педработников образовательных учреждений с 2010 по 2013 год выросла более чем на 200 процентов, воспитателей дошкольных учреждений с 7145 рублей до 18896 рублей, работников учреждений начального и среднего профессионального образования до 16 тысяч рублей. С 2011 года мастера производственного обучения стали получать ежемесячную доплату в размере одной тысячи рублей. Заработная плата специалистов, занятых в этой сфере, выросла на шесть тысяч и составила в прошлом году 16 тысяч рублей. Чтобы привлечь молодых специалистов в отрасль просвещения, им установлены доплаты на пять лет в размере 20-30 процентов от оплаты за фактическую учебную нагрузку.
- Удалось ли сохранить жилищно-коммунальные льготы сельским педагогам, и как решается жилищный вопрос учителей?
- В январе 2011 года обком профсоюза обратился в областную думу с просьбой заложить в региональный закон норму об авансировании средств на оплату жилищно-коммунальных услуг. Педагог, покупая уголь на весь отопительный сезон, сразу должен был выложить 20 – 40 тысяч рублей. При том, что годовой фонд его зарплаты на тот момент не превышал 50 тысяч рублей. Решение было принято только после обращения в мае 2011 года участников третьего пленума к губернатору Алексею Гордееву. Сегодня средства на приобретение твердого топлива педагоги получают авансом. Но нам не удалось в полном объеме сохранить льготу по оплате за электроэнергию. В начале 2011 года областное законодательство было приведено в соответствие с федеральным, и денежная компенсация производится только за "лампочку Ильича".
Заметные подвижки произошли в решении жилищных проблем работников образования. В нашей области второй год действует программа ипотечного кредитования "Молодые учителя". Благодаря ей 47 молодых педагогов до 35 лет оформили свое право на получение ипотечного кредита под 8,5 процента с выплатой 20 процентов от суммы кредита за счет средств областного и федерального бюджетов. Пятнадцать из них уже приобрели квартиры.
К сожалению, в эту программу не смогли попасть работники учреждений дошкольного и дополнительного образования, среднего и начального профессионального образования.
По просьбе обкома профсоюза и при активном участии губернатора области Алексея Васильевича Гордеева из федерального фонда выделено восемь гектаров земли, создан потребительский жилищно-строительный кооператив "Учитель", определен застройщик. По льготной стоимости 29 тысяч рублей за квадратный метр жилье смогут приобрести 988 человек, работающих в общеобразовательных учреждениях и относящихся к числу профессорско-преподавательского состава вузов.
Нельзя не упомянуть и о предоставлении членам профсоюза путевок с 30-процентной скидкой в областные санатории. Кроме того, наш профсоюз ежегодно тратит на оказание материальной помощи примерно по восемь миллионов рублей в год, почти 260 тысяч рублей направили тем, у кого умерли близкие родственники, кто стал жертвой стихийного бедствия или погорельцем.
- С какими вопросами, помимо выделения путевок, чаще всего люди идут к профсоюзному лидеру?
- Чаще всего педагоги Воронежской области обращаются к правовому инспектору труда обкома профсоюза. Объем юридической помощи за минувший четырехлетний период "потянул" на 87 миллионов рублей.
В октябре 2013 года по заказу обкома профсоюза институтом социально-политических исследований ВГУ было проведено исследование по выявлению особенностей труда учителя в условиях модернизации образования. Среди факторов, которые не устраивают в работе, педагогами были названы в первую очередь - уровень зарплаты, на втором месте - загруженность посторонней, не относящейся к учительской, работой, на третьем - отсутствие свободного времени для отдыха и личностного развития.
Если говорить об учебной нагрузке, то у 38,3 процента учителей величина учебной нагрузки составляет 20-24 часа, у 29 процентов - 18 часов, у 18 - 24-27 часов и 13 процентов педагогов имеют нагрузку 27-36 часов. Таким образом, каждый третий педагог серьезно перегружен, работая на полторы или две ставки. За что, конечно, они и получают более высокую заработную плату. Нам же нужно стремиться к более высокому стимулированию качества, а не интенсификации труда.
Сейчас стоит задача посильного содействия скорейшему принятию на федеральном уровне единых базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам работников как государственных гарантий. Мы намерены добиваться повышения зарплаты работникам образовательных организаций, не вошедшим в майский Указ Президента России - младшему обслуживающему персоналу, помощникам воспитателей, заместителям руководителей, работникам муниципальных органов, а также сотрудникам учреждений дополнительного образования детей и среднего профессионального образования в соответствии с целевыми показателями, установленными на 2014 год. Еще один больной вопрос - охрана труда.
- Чем вызвано беспокойство?
- Тем, что в образовательных организациях, где трудятся более 50 человек, отсутствуют специалисты по охране труда. Обучение и проверка знаний по охране труда проводится не системно. Работники даже не проинформированы о полагающейся им спецодежде и средствах индивидуальной защиты, которые выдаются частично, так как работодатели не имеют средств на ее приобретение. В абсолютном большинстве из проверяемых организаций не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Медосмотры работники по-прежнему проходят за свой счет, или деньги берутся из стимулирующих фондов, что совершенно противозаконно. Станочное оборудование учебных мастерских не отвечает требованиям безопасности. Открытым на сегодняшний день остается вопрос по предоставлению жилищно-коммунальных льгот учителям, проживающим в городах, а работающим в сельской местности. Не смогли мы добиться выделения средств на охрану труда из всех источников финансирования в размере двух процентов от фонда оплаты труда.
- Тамара Андреевна, заключено новое отраслевое Соглашение на 2014-2016 годы. Что вы можете сказать о нем?
- В этот документ внесен целый ряд дополнительных социальных гарантий, касающихся оплаты труда педработников по имеющейся квалификационной категории в случае выхода из отпуска в связи с рождением ребенка, если один год остается до ухода на пенсию, длительной болезни, при выполнении педагогической работы на разных должностях, по которым совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы и другое. Считаю, что в целом сотрудничество и взаимодействие сторон было значительным, направленным на эффективную защиту социально-трудовых, экономических прав и интересов работников образования Воронежской области.
Беседу вела Тамара Гашимова
Источник: газета "Коммуна" N 40 (26256), 22.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014