Акция
Две выставки, открывшиеся недавно в Воронежском областном художественном музее имени И.Н.Крамского, объединены, по сути, одной темой
Виталий Черников
Мастера светописи из Воронежа и области признаются в своей любви к человеку, в своем пристальном интересе к нему. И ко всему, что этого человека окружает, порой обволакивая: как прекрасному, так и ужасному.
Одна выставка называется «Отражение», в ней участвуют много авторов.
Вторая – "Три медведя", и участников ее - всего трое: Михаил Вязовой, Михаил Квасов, Михаил Кирьянов. Экспозицию с таким названием воронежцы могли посетить минувшей осенью - тогда она была развернута в Выставочном зале на улице Кирова. "Основные темы выставки (как говорят сейчас, "тэги") Михаилы обозначили в подзаголовке к ее афише: "ирония, сатира, юмор". Первое, кажется, преобладает. Если и есть здесь сатира, то совсем не злая", - писал я тогда. Нынешняя версия несколько расширена по сравнению с первой. Стало чуть больше юмора; хотя кому-то из посетителей, наверное, взгрустнется.
Оба проекта подготовлены совместно с областным отделением Союза фотохудожников России.
Пожалуй, более необычна выставка "Отражение". У нее есть подзаголовок: "Мотивы передвижничества в творчестве современных воронежских фотографов". В пространстве одного зала объединены два вида изобразительного искусства.
Картины Александра Бучкури, Николая Ге, Ивана Крамского, Василия Поленова из музейных фондов оказались соседями почти 150 фотографий Андрея Архипова, Михаила Вязового, Константина Толоконникова, Николая Стребкова, Сергея Смирнова, Евгения Срибного, Эдуарда Юзбашяна и еще целого ряда фотографов, наших современников.
Соседство теперь не прервется: фотоработы, отобранные для "Отражения", переданы в дар Воронежскому музею имени И.Н.Крамского.
Фотокорреспондент "Коммуны" Михаил Вязовой (на первом плане) на выставке. Фото Михаила Квасова
В позапрошлом столетии почти два десятка русских художников объединились, чтобы пропагандировать в изобразительном искусстве идеи критического реализма, гуманизма, демократии. Они назвали себя передвижниками. Некоторые из них приятельствовали с фотографами и не отказывались попозировать.
В России сущностно с тех пор мало что изменилось: темы, актуальные для живописцев XIX века, продолжают оставаться таковыми и для фотографов в веке нынешнем.
Заключенные и байкеры, лыжники и священники, отдыхающие и митингующие, скорбящие и смеющиеся, реки и пустыни, сугробы и облака, - перед нами если не вся иллюстрированная энциклопедия воронежской/ русской жизни, то, по крайней мере, значительная часть ее томов.
В контексте "Отражения" и "Трех медведей" нельзя, конечно, сказать, что реализм моих современников такой уж однозначно "критический". Ну да, еще Пушкин с Гоголем заметили, как грустна Россия, однако ведь не всегда же она грустна. Ну да, птица-тройка везет Чичикова - мимо прекрасных пейзажей и потемкинских деревень, мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров, мимо шикарных кладбищ, а нам, хорошим людям, в маршрутке, везущей на работу, тесно и душно, но ведь еще не известно, кто первым доберется до финиша, и каков он будет, - мысль об этом, возникающая во время неспешной прогулки по выставочному залу, почему-то обнадеживает.
Источник: газета "Воронежская неделя" N 13 (2153), 19.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014