Встреча | У каждого она своя, считает Наталья Гайворонская
В старых школьных зданиях есть неповторимая аура: каждый метр здесь дышит историей. Сколько тысяч учеников за более чем сто лет существования школы начинали в этих стенах свою сознательную жизнь. Вот в эти двери они входили, по этим коридорам бегали на переменках, в этих классах сидели за партами, открывали церковнославянские, потом революционные, потом советские буквари, учебники арифметики и русского языка. Сколько поколений учителей несли школярам свет знаний, учили их читать, считать и писать, учили добру, справедливости и мужеству.
Говорят, что голоса и звуки остаются в окружающем пространстве навсегда. Сколько же тогда слов любви, радости и восторга постижения мира хранится в светло-зеленом здании средней школы N 2 города Боброва?!
Борис Ваулин
г.Бобров, Воронежская область
Год назад, к 110-летию школы с помощью Администрации района выпустили красочный буклет. Постарались от души. В альбоме – вся история памятника архитектуры, от первых дней до нынешних: старинные фотографии не только самого здания, но учеников с учителями (как только и сохранились!), информация о знаменитых выпускниках, рассказ о сегодняшнем дне школы и «Золотая книга», в которой значатся фамилии 150 ребят, окончивших школу с золотыми и серебряными медалями. Среди других достойных - Наташа Глотова, отмеченная серебряной медалью в 1991 году.
Наталья Гайворонская: И так - каждый день! Фото Михаила Вязового
Вероятно, юная выпускница и предположить не могла, что пройдет 21 год, и она будет назначена директором своей родной школы. Никому из нас не дано заглядывать так далеко вперед. В начале девяностых у комсомолки, активистки и просто красавицы были совсем другие заботы. Училась она без напряжения, и журналисту призналась даже, что порой ленилась, а отличные ответы на уроках давала за счет сообразительности, большой начитанности и быстрой реакции. Последнюю в немалой степени выработал спорт.
Наталья серьезно занималась волейболом, и, кстати, не бросает его до сих пор. С подготовкой уроков у нее никогда не было проблем, и она успевала брать на себя множество общественных дел. А еще была любимицей школьной малышни, которая на переменах крутилась вокруг десятиклассницы. Такой взаимный интерес не прошел бесследно. Наташа решила, что будет учителем начальных классов и после получения аттестата подала документы в Борисоглебский пединститут.
Ее родители - Иван Андреевич и Анна Васильевна - одобрили выбор. Самостоятельным решениям дочери они доверяли, хотя отец, сам преподаватель, в свободные минуты рассказывал Наталье об учительском труде, его сложностях, а порой и неразрешимых проблемах. Однако этим вовсе не поколебал ее намерений.
Первый год студенческой жизни пролетел незаметно: лекции, семинары, зачеты. И здесь она сделала еще один решительный поворот в личной жизни На тренировках волейболистов познакомилась с парнем, который "творил чудеса" во время игр. Поначалу не догадывалась, кому предназначалась вся его спортивная лихость.
Выяснилось несколько позже, когда Игорь Гайворонский в любви объяснился и руки попросил. После института двое молодых педагогов поехали по распределению в Бобров. Наталья Ивановна, теперь уже Гайворонская, стала учительствовать в начальных классах первой школы, Игорь по соседству - в четвертой.
Первый год своей самостоятельной работы моя собеседница вспоминает с улыбкой. С ребятишками нашла общий язык почти сразу же, но вот назначила первое родительское собрание, зашла в класс и… сердце екнуло. Незнакомые мужчины и женщины гораздо старше ее возрастом испытующе смотрели на молоденькую учительницу: сможет ли она быть "второй мамой" их деткам? Стала обращаться к коллегам, прислушиваться к их советам, читать статьи психологов.
Вновь училась, только теперь уже не научным дисциплинам, а реальной жизни. Своеобразные уроки мастерства получала от опытного педагога Эммы Константиновны Кучиной: посещала ее уроки, советовалась в трудных случаях, с благодарностью внимала рекомендациям.
Такая заинтересованность была по душе опытным коллегам, и они говорили, что Гайворонская была не только хорошей ученицей, но будет и настоящим учителем.
Опыт прибавлялся с каждым годом, и за полтора десятка лет учительствования она научилась преодолевать упрямство и лень многих мальчишек, слезы и страх девчонок, почувствовала уверенность в себе, знала, как решать возникающие школьные проблемы. Ее открытость, доброжелательное отношение к людям, подготовка, а нередко и активное участие во всевозможных школьных соревнованиях были замечены руководителями районной администрации.
Наталью Ивановну выдвинули кандидатом в депутаты городского Совета, а после избрания многие жители с ее избирательного участка зачастили к ней со своими большими и малыми просьбами и предложениями.
За полтора десятка лет у вдумчивого, с желанием работающего человека накапливается опыт не только профессиональной, но и общественной работы. Появляется радость от того, что удалось сделать, и желание попробовать силы на более высоком уровне. Но вот же парадокс. Ровно два года назад, 6 марта 2012 года, Наталья Гайворонская увидела приказ о своем назначении директором родной школы N 2, и ...
- Пришла домой и не могла удержаться от слез, - признается теперь Наталья Ивановна.- Игорь и Катя всполошились - что случилось? Впереди - женский праздник, а я лежу на диване и реву. Видимо, нервный стресс дал себя знать...
Игорь - муж, ставший нынче предпринимателем, и Катя - дочь, студентка Воронежского архитектурно-строительного университета, уговорили, успокоили, а потом все вместе посмеялись над страхами любимой жены и мамы. Катя у них - умница, окончила школу с золотой медалью, а теперь в вузе сразу два высших образования получает.
Хотя, с точки зрения психолога, легкая паника объяснима: даже у профессионала возникает в минуты выбора естественная боязнь - справится ли с новой высотой? Казалось бы, смешно страшиться: за семнадцать лет педагогического стажа Наталья Гайворонская заработала высшую квалификационную категорию, звание победителя конкурса лучших учителей Российской Федерации 2009 года, диплом районной администрации "Золотой фонд образования Бобровского района". Но вот оказалась перед фактом: заступай на место директора, которое до тебя занимали опытнейшие профессионалы учительского труда, и страх горло сжал - нет, не справлюсь.
Что было, то было, хотя сегодня Наталья Гайворонская улыбается, вспоминая прежние опасения. Незнакомый человек, глядя на обаятельную, статную женщину с легкой лукавинкой в глазах, никогда не подумает, что перед ним директор лучшей школы города Боброва не только по учебе, но и по спортивным показателям и военно-патриотическому воспитанию.
Как учителям и директору удается добиваться этого, когда у большинства молодежи нет особого желания учиться, когда изнурительные тренировки до боли в мышцах мало кого прельщают, когда о патриотизме говорят с тоской в голосе? А в этой школе все наоборот: у ребят глаза горят на соревнованиях, на трибунах собираются едва ли не все старшеклассники во главе с директором, дружными криками победный дух в своих спортсменах поддерживают. И уроки мужества, проводимые в школьном музее, экспонаты которого уже не вмещаются в одну комнату, тоже не дань моде, а обычное движение души.
По меткому наблюдению Натальи Ивановны, ее учителя не говорят по утрам своим родным: "Я пошла на работу". Они говорят: "Я пошла в школу".
Есть разница?
Источник: газета "Коммуна" N 33 (26249), 07.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014