Земляки
Среди земляков воронежцев– актеров театра и кино особое место занимают Менглеты, Георгий Павлович и его дочь Майя. Недавно в передаче Андрея Малахова телезрители встретились с Майей Менглет, а также с ее коллегами-актерами и театральными деятелями.
Как быстро летит время! Ведь с момента выхода знакового для Майи кинофильма «Дело было в Пенькове» прошло уже 56 лет! Полюбившуюся многим картину иногда можно увидеть и в наши дни на том или ином телеканале.
Константин Бухонов
"В чудесном уютном городе Воронеже, в маленьком кирпичном доме на краю холма, около алтаря Покровской церкви, жил мальчик Жора…" - читаем мы в книге "Георгий Менглет: амплуа - первый любовник" (М., Центрполиграф, 2001). Адрес этого дома - Покровская ограда, строение N2. Сейчас на этом месте возведено здание академического театра драмы им. А. Кольцова: "Просто мистика какая-то!" - восклицает Майя Менглет в книге.
Ранее это место называлось Острожный бугор - от находившегося некогда здесь деревянного острога, который в 1891 году был преобразован в лазарет. Отсюда открывался прекрасный вид на яхт-клуб, реку, зеленый луг и Левобережье. На краю бугра стоял (я интересовался - сторожилы помнят) двухэтажный каменный дом личного дворянина Ивана Певцова. Его внучка, Елена Алексеевна, проживавшая в этом доме до замужества, и ее муж, потомственный почетный гражданин Вячеслав Александрович Веретенников, по-соседски поддерживали дружеские отношения с родителями Георгия Менглета - Павлом Владимировичем (1884 -1967), который упоминается в числе прихожан Покровской церкви, и Екатериной Михайловной (1887 - 1978), дочерью генерал-майора Михаила Ивановича Охотина, героя Шипки.
Родители Жорика, как называли Георгия Менглета Веретенниковы, неоднократно бывали в доме N30 на улице Большая Дворянская, где они и проживали.
Фамилия Менглет, по данным исследований А. Акиньшина (Генеалогический вестник N6, СПб, 2001), имеет французские корни.
Однако, как пишет сценарист и актер В. Межевитин в своем интервью со второй женой Георгия Павловича Ниной Николаевной Архиповой, "у фамилии оказались не французские, как он (Г. Менглет. - К.Б.) тоже когда-то думал, а украинские корни. Во всяком случае, так утверждают некоторые специалисты. Мы иногда шутили по этому поводу".
Но оставим этот вопрос, он не столь уж принципиален.
Георгий Павлович Менглет (1912 -2001) был старшим сыном в семье, младший - Евгений (1924). В Воронеже прошли его детство и юность. Он окончил школу N11. Театральное образование получил в Центральном техникуме театрального искусства (1930 - 1933 гг.). Решающее влияние на формирование таланта Менглета оказал Алексей Денисович Дикий, руководитель Театра-студии, после ареста которого в 1937 году студийцы создали новый театр в Таджикской ССР. Им руководил Менглет.
В 1939 году он - Заслуженный, в 1943 - Народный артист Таджикской ССР, а в 1956-м - Народный артист РСФСР и в 1974-м - Народный артист СССР. Известность его шла по нарастающей.
Был он женат на актрисе Валентине Васильевне Королевой (1911 - 1986). Ее бабушка - латышка, отец - русский. Она также училась в ЦЕТЕТИСе одновременно с Менглетом, затем попала вместе с ним в бригаду, которая гастролировала по раскулаченным селам. Вскоре они поженились, а 8 августа 1935 года у них родилась дочь Майя.
После возвращения из Таджикистана Менглеты жили в Москве в Большом Харитоньевском переулке. "В трехмесячном возрасте родители отвезли меня в тихий, славный, любимый мой Воронеж к бабушке Кате и дедушке Паше - папиным родителям. Они меня и воспитывали", - расскажет позднее Майя в книге "Георгий Менглет: амплуа - первый любовник". Актерская чета Менглетов бывала здесь не часто, воспитанием маленькой дочери практически не занималась.
"Несмотря на то, что я была очень маленькой, у меня связаны ярчайшие ностальгические воспоминания с Воронежем", - далее говорит Майя. Ее привозили сюда каждое лето вплоть до 1952 года.
Моя бабушка, Елена Алексеевна, вместе с моей сестрой Леной в 1950 году навещали Павла Владимировича и Екатерину Михайловну, у которых гостила Майя, в их доме на Острожном бугре, пили чай в их беседке, увитой виноградом. В свою очередь, Майя в 1951 году посетила Елену Алексеевну - мы тогда жили в полуразрушенном после войны доме N3 (сейчас N13) по ул. Циолковского, впятером в одной комнате. В коридоре стояла табуретка, на ней - электроплитка, на которой варили супчик, а мы с бабушкой, сдвинув нашу жалкую мебелишку, занимались уборкой - дым коромыслом: сметали пыль, мыли-драили полы... Майя в тот приход робко остановилась у двери.
Одета она была просто, но элегантно. Тогда у меня, восьмиклассника, кроме спортивных лыжных штанов, ничего, кажется, и не было. Бабушка Лена, отсидевшая в лагерях 5 лет по 58-й статье (за свое "непролетарское" происхождение главным образом!), нисколько не смутившись, радостно приветствовала гостью. Обняла ее со слезами радости на глазах, усадила. Я же старался поскорее хоть немного навести порядок. Бабушка же начала готовить чашки к чаю. Торт принесла Майя.
Бабушка знала с юных лет не только Жорика, как его называла (у меня вообще сложилось впечатление, что так его называли почти все), но и Майю почти со дня ее рождения. Они относились друг к другу с особой доверительностью и теплотой, Майя же все знала о Веретенниковых от Менглетов-старших.
В марте 1953 года Майя вышла замуж за Станислава Коренева.
Они познакомились еще в раннем детстве. До 1938 года он жил в Воронеже, затем его родители - Георгий Михайлович Коренев, выпускник инженерно-строительного института, и Магдалина Вячеславовна, девичья фамилия Веретенникова, переехали в Москву. Стасик никогда не терял связи с Воронежем. Здесь жила его тетка по линии отца, известная воронежская писательница Ольга Владимировна Бубнова, очень милая и интеллигентная женщина. В течение многих лет она - научный сотрудник Дома-музея И. С. Никитина, автор книг "По никитинским местам", "Повесть о поэте" и других.
У нее всегда останавливался Стасик, когда приезжал в Воронеж.
Помню, в 1946 году он со своей мамой приехал в наш полностью разрушенный город: везде битый кирпич, выщербленные тротуары, обгоревшие стены домов с пустыми глазницами окон. Церковь на бугре - лишь причудливые развалины: то кусок кирпичной кладки висит на искореженном рельсе, то пикообразный остаток стены, который вот-вот рухнет.
В дальнейшем Станислав окончил театральное училище им. Б.В.Щукина. Еще в школе он увлекался театром. И вот однажды его школьный друг и сосед по парте Игорь Кваша, будущий Народный артист РСФСР, сообщил ему о наборе в театральную студию Дома пионеров. Оба они стали ее активными участниками.
Студию посещали Майя Менглет, Лена Михайлова, Света Мизери первая жена Игоря Кваши, народная артистка РСФСР. Студию вела Нина Степановна Сухотская, профессор ВГИКа, подруга Фаины Раневской.
Из нее вышли многие известные ныне артисты театра и кино, а также режиссеры. После итогового спектакля "Аттестат зрелости" режиссер и педагог В. К. Манюков взял Станислава Коренева на свой курс в Школу-студию МХАТ. А автор этой пьесы Лия Гераскина рекомендовала его на главную роль в одноименном кинофильме. Однако режиссер Татьяна Лукашевич остановила свой выбор на Василии Лановом.
В студии МХАТ Станислав проучился два года, затем перешел в Театральное училище им. Б.В.Щукина, где, по его словам, тогда было гораздо больше возможностей для творческой реализации. После окончания училища был зачислен в штат Театра-студии киноактера, а после он сорок два года проработал на киностудии им. М.Горького. На его счету более 60 фильмов, в том числе "Тачанка с юга", "Воры в законе", "Последний довод королей", "КГБ в смокингах"...
"Актерская профессия жестока, и всем актерам это знакомо, - говорил Станислав. - После популярности могут быть целые годы забвения.
Какое-то время с Темой Карапетяном и Сашей Белявским мы лишь занимались дубляжем".
(Окончание следует)
Источник: газета "Воронежская неделя" N 10 (2151), 05.03.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014