Книжная полка
Воронежские историки по крупицам собрали сведения о визитах к нам членов династии Романовых
Николай Комолов и Александр Акиньшин
Виталий Черников
Результатом кропотливой работы двух краеведов стала выпущенная Центрально-Черноземным книжным издательством книга «Династия Романовых и Воронежский край». Авторы Александр Акиньшин и Николай Комолов провели ее презентацию в лекционном зале Никитинской библиотеки. Издание посвящено 400-летию воцарения в России Дома Романовых.
Первым из династии в Воронеже побывал Петр Первый.
- Конечно, мы должны гордиться тем, что он не просто приезжал с короткими визитами, но и провел здесь более пятисот дней, - рассказывал на презентации Николай Комолов, автор посвященной Петру главы. – История, наверное, не знает таких примеров, когда первое лицо страны провело в провинциальном городе так много времени. В Воронеже Петр занимался прежде всего кораблестроением. Сюда перемещался с ним и центр государственной жизни: в город приезжали иностранные дипломаты, соратники…
Казалось бы, уж этот-то период изучен предшественниками обстоятельно. Одно из исследований Николай Комолов отметил особо: работу Владимира Загоровского "Петр Великий на Воронежской земле". Тем не менее у нынешнего историка и подход несколько иной, и без ценных находок не обошлось.
Раньше, например, считалось, что Петр провел у нас 400 дней, а не около 500. Удалось выяснить, что в восьмилетнем возрасте здесь побывала будущая императрица Анна Иоанновна.
А приезжала ли Екатерина Вторая? Существует легенда, что особняк, где ныне располагается музей имени И.Н.Крамского, строился как "гостевой дворец для государыни". Это не так: дом возводился для губернатора И.А.Потапова. Но если бы у Екатерины возникло желание посетить Воронеж, владелец дворца, конечно же, воспользовался бы возможностью поселить здесь "первую даму империи".
- Когда она путешествовала в Тавриду, власти, поскольку Воронеж относительно недалеко от основного маршрута, видимо, перестраховались и решили отремонтировать на всякий случай дороги. Екатерина не приехала, но разговоры об этом, вероятно, были. И послужили основой для этой легенды, - поделился своим объяснением Николай Комолов.
- Мне работать было в определенной мере легче, - считает Александр Акиньшин, автор глав, охватывающих век девятнадцатый и начало двадцатого. - Сохранилось больше местных архивных материалов, а начиная с 1838 года в Воронеже начали выходить газеты. Первый визит, который они отразили, - это проезд наследника - Александра Николаевича, будущего императора Александра Второго с юга.
До появления железной дороги визиты Романовых носили принципиально иной характер, чем после. Цари и их окружение путешествовали на лошадях и потому проводили в губернии три-четыре дня: "губерния велика, а скорость движения невелика".
- Хотя я был очень удивлен, - признался историк, - когда узнал, сколько верст в день преодолевал император. Средняя скорость движения Александра Первого была - от 120 до 180 верст в сутки. А Николай Первый ездил еще быстрее. Во время путешествий они даже для обеда не делали остановку, лишь "по естественной надобности". Еда императору и сопровождающим лицам подавалась прямо в карету.
- Лошадей меняли каждые 20-25 верст, - продолжал свой рассказ Александр Акиньшин. - Есть некоторые совпадения с проездом нынешних "первых лиц". Когда едет Президент или Премьер-министр, дороги перекрывают. До революции во время царя в город дороги никто не перекрывал. Но и никакого движения не было. По одной простой причине: ни на одной почтовой станции нельзя было взять лошадей. Все были заняты. Когда ехал Александр Первый, требовалось сразу 112 лошадей. Такого запаса и на почтовых станциях не было. И часть брали у "обывателей" - местных дворян. Платил или нет император за почтовых лошадей? Да, платил. Более того - по двойной цене. За императорской кавалькадой следовал фельдъегерь на бричке, он-то и платил. Но только за казенных лошадей. Обыватели денег не получали. Считалось, что те дают лошадей "из любви к императору и Отечеству".
После 1868 года, передвигаясь в своем личном поезде, Романовы заезжали в город, но не ночевали в нем. Самый короткий визит в Воронеж осуществил великий князь Константин Николаевич: в 1872 году он провел в Воронеже 1 час 50 минут.
Сказывались ли эти визиты на судьбе города, влияли ли на работу местной администрации? Отвечая на этот вопрос, Акиньшин вспомнил и такую историю: - В 1832 году Николаю Первому не понравилось в Воронеже здание семинарии. Дескать, оно не там находится: Большая Дворянская, много соблазнов для семинаристов...
Он распорядился перевести семинарию в другое, "более уединенное" место, а это здание передать батальону военных кантонистов. Было заведено специальное дело, оно сохранилось в архивах. Архитекторы выполнили проект нового здания семинарии. Но место найти трудно.
Архиерей Антоний предлагает одно, Сенат не утверждает.
Возникает вопрос: за чей счет строить новое здание? Ведь существующее строилось за счет добровольных пожертвований, средств монастырей... Это тянулось до 1838 года, когда появилось распоряжение Николая Первого: оставить все как есть.
Источник: газета "Коммуна" N 29 (26245), 27.02.2014г.
Источник: Газета "Коммуна"
[Последние]
[Архив]
© Информсвязь, 2014